Иван Вырыпаев: «Иркутск остается закрытым пространством»

, 09:38

Иван Вырыпаев: «Иркутск остается закрытым пространством»
Фото Алексея Головщикова

Режиссер фильмов «Эйфория», «Кислород» и «Танец Дели» Иван Вырыпаев периодически возвращается в родной город, чтобы представить зрителям свою новую картину. На ушедшей неделе в Иркутском доме кино он показал фильм «Спасение», вышедший в прошлом году, прочитал лекцию о природе творчества в художественном музее, а также встретился с актерами ТЮЗа, только что организовавшими свой частный театр.

Как ни странно, для Ивана Вырыпаева (без преувеличения, самого известного современного драматурга и театрального режиссера, родившегося и выросшего в Иркутске) единственная возможность встретиться со зрителями в родном городе — показать свой новый фильм. Вот и сейчас он приехал по приглашению местного отделения Союза кинематографистов, а вовсе не театральной общественности, которая в свое время просто не дала ему заниматься театром в Иркутске.

«Иркутск обладает очень сложной и тяжелой энергией. Когда-то я испытал здесь очень сильную боль. Я был молодым человеком, мне хотелось творить, и у меня даже была своя студия, но «взрослые дяденьки» не дали мне этим заниматься. Сейчас от этой обиды не осталось и следа, поэтому я так запросто об этом говорю, просто я знаю, как трудно здесь пробиться молодым людям. Мне пришлось уехать в 1999 году по той причине, что здесь невозможно было заниматься тем, чем я хотел. А в Москве были такие условия, причем далеко не финансовые, при которых мы смогли создать Театр.doc, который достаточно быстро стал модным явлением. Совершенно нормально, что ты оказываешься там, где есть среда, в которой ты можешь себя реализовать. Но, с другой стороны, если посмотреть на это шире, сегодня весь мир переезжает туда-сюда. Этноцентрическое мышление смещается на мироцентрическое. Человек переходит на новую стадию эволюционного развития, и подталкивает его к этому развитие технологий».

С момента своего отъезда из Иркутска Иван Вырыпаев стал обладателем множества театральных премий, его пьесы переведены на несколько иностранных языков и идут по всему миру, на поставленные им спектакли невозможно достать билеты. Последние три года он был художественным руководителем театра «Практика» — одного из самых успешных в Москве, который, как говорит Вырыпаев, умудряется зарабатывать 40 млн рублей в год, имея 87 мест и играя только бескомпромиссные спектакли.

«Это очень трудная в управлении система, и в какой-то момент она меня подкосила, поэтому я решил закончить с художественным руководством, хотя сейчас еще остаюсь там в должности продюсера. Что касается моих личных предпочтений сейчас, я пишу пьесы. Это мое главное занятие, в котором я чувствую себя ответственным на сто процентов за то, что делаю. Еще я ставлю спектакли. А к фильмам я отношусь как к хобби, и у меня язык не повернется назвать себя кинорежиссером».

Тем не менее фильмография Ивана Вырыпаева насчитывает уже четыре полнометражных игровых фильма, каждый из которых так или иначе был отмечен российскими и зарубежными кинофестивалями, а сейчас он пишет сценарий для блокбастера об инопланетянах.

«Я очень люблю жанровое искусство, в том числе в кино. Возможно, это странно слышать от режиссера арт-хаусных фильмов, но я не поклонник авторского кино. Недавно я получил заказ от одной продюсерской компании на сценарий — идея и сюжет мои, но я не могу их раскрывать в силу условий контракта. Могу только сказать, что главная героиня там инопланетянка, которая прилетает на Землю, чтобы навести тут порядок. Предполагается, что у картины будет огромный бюджет, поэтому я даже не знаю, будет она снята или нет. Продюсеры из России, но фильм будет русско-американский, потому что там американские герои. Более того, предполагается, что он выйдет в 3D».

По мнению Ивана Вырыпаева, лучшим режиссером сегодня является Квентин Тарантино, который умеет безупречно играть в жанровое искусство и каждым своим фильмом как бы говорит: смотрите, как нужно делать кино.

«Сам я по большому счету не занимаюсь кино, я просто использую киноязык, чтобы разговаривать с более широкой аудиторией. Ну, не могу я привезти сюда мои спектакли, хотя очень хотел бы, это очень дорого. А с фильмами в этом смысле проще. Хотя я прекрасно осознаю свое место в кинематографе и не раз говорил, что я режиссер торрентов. Мои фильмы не способны собирать залы в кинотеатрах, люди их смотрят в интернете».

Тем не менее на показе его последнего фильма «Спасение», состоявшегося 2 марта в Иркутском доме кино, зал был переполнен, так же как и 3 марта в Художественном музее имени В.П. Сукачева — туда по техническим причинам смогли пустить только 150 человек, хотя желающих было больше. Там Иван Вырыпаев прочитал лекцию о поиске в себе творческого процесса, вечной борьбе традиционализма с постмодернизмом и современном искусстве как необходимом условии для развития культуры.

«Я не являюсь источником какого-то невероятного знания, и я не такой уж максимально образованный человек, я просто хочу поделиться своим опытом и взглядом на те или иные вещи, поскольку уже больше 20 лет я работаю в театре и вообще в сфере искусства. Сегодняшняя ситуация складывается так, что сейчас нельзя заниматься только театром и находиться в своей маленькой скорлупе. Искусство и творчество — это не одно и то же. Культура и искусство — это не одно и то же. Искусство — это продукт, а культура — это проявление человека во внешней среде. Значит, все, что есть вокруг, это и есть культура. Нет никакого смысла говорить о развитии бизнеса, экономики или политики вне развития культуры».

При этом, по мысли Ивана Вырыпаева, развитие культуры невозможно без современного искусства и создания условий для творчества молодежи. «Это прекрасно, что у города есть Денис Мацуев и его фестиваль классической музыки. Безусловно, всегда и везде нужна классическая музыка, но Иркутску сегодня нужно другое. Нужно дать возможность развиваться молодым и создать им условия, даже если вам не нравится то, что они сейчас делают. Невозможно построить ничего нового, если мы не позволим молодежи совершать свои ошибки. И нужно не просто не запрещать им заниматься творчеством, а вкладывать в них и создавать условия. Вот этого не хватает нашему городу, который пока еще остается закрытым консервативным пространством».

Между тем Иван Вырыпаев готов вкладываться в развитие культуры Иркутска, хотя вернуться жить в родной город уже не имеет возможности: семейные обстоятельства сложились таким образом, что он постоянно живет в Варшаве вместе со своей женой — польской актрисой Каролиной Грушка, и маленькой дочкой, которая недавно пошла в детский сад. «Но если бы мне в Иркутске предложили сделать какую-то образовательную программу или фестиваль, я бы с удовольствием приезжал и делал это на Байкале. Это не так сложно, но необходимо финансирование и государственная поддержка. У меня есть опыт такой работы и огромные связи. Я знаю очень много известных людей по всему миру, которые бы с удовольствием согласились приехать на Байкал — писатели, художники, режиссеры… Их было бы сложно позвать финансово в какой-то провинциальный город, но их легко можно позвать на Байкал. У него огромный культурный ресурс, который нужно использовать».

Помимо запланированных творческой встречи и лекции Иван Вырыпаев успел встретиться и с артистами ТЮЗа, которые совсем недавно организовали свой театральный центр под названием «Новая драма», в котором планируют обучать жителей города актерскому мастерству, а также ставить спектакли по современной драматургии. Официально центр откроется в День театра, 27 марта, но первую премьеру сыграют позже. Уже известно, что ею станет спектакль по пьесе Мартина МакДонаха «Человек-подушка», отрывок из которой, поставленный актером Вадимом Карионовым, был показан зрителям в начале года в рамках режиссерской лаборатории Театра юного зрителя. Иван Вырыпаев всячески поддержал инициативу земляков, дал им профессиональные советы по театральному менеджменту, а также разрешил ставить свои пьесы бесплатно.

Антон Кокин

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

Политика

Премьер-министр Моравецкий предложил передать замороженный капитал РФ в ЕС для помощи Украине

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью

Политика