Аргументы Недели → Культура № 9(43) от 01.03.2007

Первородные грехи Романа Виктюка

, 14:15

 - Роман Григорьевич, вы готовите очередной сюрприз?
 
 – Совершенно верно, в марте на подмостках одного или нескольких театров 18 вечеров будут идти мои самые любимые постановки: «Служанки», «Айседора и Сергей», «Саломея», «Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви», «Мастер и Маргарита» и так далее, вплоть до «Масеньких супружеских преступлений» и «Кота в сапогах». Конечно, здесь далеко не все, что мне любо и дорого. Для меня все постановки – это мои первородные грехи, я настаиваю на этом.
 
 – Грехи?
 
 – Да. Потому что все эти зачатия проходили не по плану, но по большой любви, хотя и без законного штампа в паспорте. Это как кого полюбишь, с тем и живешь.
 
 – Правда ли, что вы хотите поставить спектакль, в котором Галкин с Пугачевой будут играть любовников?
 
 – Нет, журналисты все перепутали. Максим Галкин, Фима Шифрин и Верка Сердючка – это один спектакль, который пока только вынашивается в планах. А Алла должна участвовать в другом опусе. И она, кстати, не раз говорила, что мечтает у меня сыграть.
 
 – Как вы к этой ее мечте относитесь?
 
 – Мы с ней в прекрасных отношениях. Как я могу быть против такой мечты? И даже пьеса есть. Алла будет играть с Еленой Образцовой и Алисой Фрейндлих в драме «Страсти по Родомесхо», написанной специально для них итальянцем Альбери Талайем. Это история о трех певицах, которые уже на пенсии... Все происходит в доме для престарелых. Дамы вспоминают и до сих пор не могут поделить человека, которым они увлекались в молодости.
 
 – Как-то вы сказали, что Алла Демидова, Алиса Фрейндлих, Лена Образцова, Марина Неелова, Оля Яковлева, Валентина Талызина – ваши небесные невесты.
 
 – Да, они мои небесные невесты. Это означает, что в наших встречах не было случайности, потому что там, наверху, знали, к кому они должны были прийти. Я верю, что ничего случайного в нашей жизни нет, все запрограмированно. И это не только действие судьбы, но и твоей готовности. И если ты чувствуешь космические ритмы и можешь удержаться на линии своей судьбы, тогда реализуется все то, чего ты не ждал, но уже был способен принять.
 
 – А в политике у вас много друзей?
 
 – Я общаюсь со всеми. У меня один балкон выходит во двор Думы, а второй смотрит на Кремль... Поэтому ОНИ через мой двор часто проезжают. Анатолий Александрович Собчак, когда был депутатом, проезжая с супругой мимо моего дома, всегда сигналил. Я выходил на балкон, и мы общались. Он – из машины, я – с третьего этажа. Так что все нормально!
 
 – Вы ведь живете в квартире Василия Сталина. Дух Сталина не тревожит?
 
 – Нет, не преследует и не тревожит.В квартире сделали капитальный ремонт. Потом был священник, и не один раз. У меня всегда есть святая водичка, которой можно окропить стены.
 
 – Я знаю, что у этой вашей квартиры почти мистическая история.
 
 – Да, длиною почти во всю мою жизнь. Еще раз иллюстрирующая правило, что никакие счастье и успех заранее не спрогнозируешь и не спланируешь. Его мне внушили папа и мама. Когда я в первый раз ехал по Москве на троллейбусе – с Киевского вокзала в ГИТС, то первым, что увидел после голубых елей у красной кремлевской стены, был серый дом номер четыре в самом начале Тверской улицы. И тогда я, семнадцатилетний, сказал себе…
 
 – Что когда-то будете здесь жить?..
 
 – Да нет же, нет. Что я к этому дому не могу иметь никакого отношения. Я даже и мечтать не мог жить в нем. Потом я ставил спектакль во МХАТе и к метро мог проходить через двор этого дома. Но никогда не добирался таким путем, а переходил на другую сторону к телеграфу и спускался в метро. Я всегда намеренно обходил этот дом стороной. И когда Михаил Александрович Ульянов мне сказал, что он пойдет просить для меня квартиру в доме номер 4, то, наверное, ожидал возгласа радости. Я же ответил ему только одно – этого не может быть. Но потом Ульянов поговорил с Лужковым, и этот дом, казавшийся мне таинственным черным пятном, стал моим жилищем.
 
 – А вообще как вы к мистике относитесь?
 
 – Что значит отношусь? Я постоянно живу в мистике. Всегда знаю наперед, что и как надо делать. Уже и артисты шутят... Когда я говорю «НАДО так сделать», они понимают, что действительно надо. Потому что, если не сделают, будет плохо. Если они меня не слушают, то плохое моментально происходит. И не потому, что я такой плохой. Есть еще какие-то вещи... Контакт какой-то. Это не я сказал, а Павел Глоба.
 
 – Наверное, знаки судьбы «раскиданы» по вашей биографии?
 
 – Да, и они проявляли себя не раз. Например, первый театр, который приехал к нам во Львов буквально по следам танков, освободивших город от немцев, – это был театр Моссовета. И целый месяц их гастролей я дневал и ночевал в этом театре. Общался с Марецкой, Пляттом, был у Раневской в том доме, где она жила, знал почти всех артистов театра. Так вот, первый драматический театр, приехавший в город моей юности, оказался затем первым театром в Москве, на сцене которого я ставил спектакли. Был тогда и вот такой забавный эпизод. В юности я был уверен, что все советские артисты – коммунисты, верные идеям марксизма. В магазине «Военная книга» я купил штук пятнадцать книжек «50 лет в строю» и вручил своим друзьям из театра. Только теперь я понимаю, как им было неприятно держать эту книгу в руках.
 
 – А вещие сны вам доводилось видеть?
 
 – Самый главный сон приснился мне в 13 с чем-то лет. Будто бы я приезжаю в некий город, вижу три колонны, маски... И приоткрытую дверь справа. Меня назначают главным режиссером. Вот и все. Прошло время, и я приезжаю в Вильнюс, иду по главной улице Ленина, поворачиваю направо и замираю... Дом из моего сна! Приоткрытая дверь, колонны. Все, все так же, как в том сне. Я сначала решил, что это плохой знак, пытался улететь, но билетов на самолет не было. И мне пришлось остаться! Я четыре года руководил в Вильнюсе театром. И меня там любили...
 
 – Жизнь не только дает, но и многое забирает. Как вам кажется, что же вам помогло выстоять во всех жизненных бурях и вихрях, какое самое главное качество вам удалось в себе сохранить?
 
 – Серьезное искусство – это искусство неприсоединения. Неприсоединения прежде всего к победной армаде тех, которые шеренгой идут вместе. Это противостояние власти партии, власти денег, власти толпы и даже самым главным достижениям цивилизации. У кого хватит сил удержаться против этого мощного воздействия на человека? Думаю, только у святого. Но у нас ангельского чина не так уж много. Значит остаются ненормальные и дураки. Но в возвышенном и романтичном смысле. Как Иван-дурак из сказки. И вот этот дурак мне дорог. Может быть, даже так я мог бы назвать программу: «Роман дурака с любовью».
 
 – В наше время «не присоединяться» проще. А в советские годы вам это удавалось?
 
 – Я не поставил ни одного спектакля для партии и ее толпы. Хотя я ставил во всех главных театрах. Например, к 100летию со дня рождения Ленина я ставлю «Коварство и любовь» Шиллера, а во МХАТе к 50летию образования СССР – «Украденное счастье» Франко. Представьте себе, как выглядела афиша: «50 лет образования СССР «Украденное счастье». Вечером, когда политбюро приехало на премьеру, слова «К 50летию образования СССР» заклеили. Это для меня было неким мерилом успеха, который заключался в том, чтобы не присоединяться к самой главной силе.
 
 – С какими «свинскими» проявлениями этого года вам довелось столкнуться?
 
 – К сожалению, да. Наш театр располагается в интересном конструктивистском здании, настоящем памятнике архитектуры в Сокольниках. И определенные черные силы уже довольно давно пытаются его захватить, чтобы устроить там очередное казино. Их даже не пугает то, что принят закон, выводящий все подобные заведения за пределы города. И вот, не так давно, поздним вечером около своего дома был жестоко избит директор театра – Игорь Краснопольский. Я тут же выступил на НТВ, «Эхо Москвы» и других каналах и рассказал об этом. Хотя меня предупреждали, что нужно молчать. Но я решил: если буду молчать, значит, они решат, что мы боимся.
 
 – А вам самому сейчас не страшно?
 
 – Если честно, то и мне тоже страшно. Хотя, когда они мне звонят, пока еще не позволяют себе открытого хамства. Они настроены по-деловому: говорят, что если я захочу, то Юрий Лужков даст мне любое помещение, которое выберу. Они мне даже называли театры, где не было главрежей. Например, театр на Малой Бронной. Мне сказали, что вся моя труппа может перейти и полноценно работать там. Если надо, я буквально цитирую их слова, то и директора, который там служит, не будет. Они очень подготовленно со мной общались, но это все равно угроза. А такой путь – выселять сложившийся коллектив и занимать его место – не для меня. На чужом горе своего счастья я строить не желаю.
 
 – Но ведь ваше здание пока не функционирует, ему требуется ремонт.
 
 – В этом-то вся проблема. Те люди, от которых зависит начало этого ремонта, его не начинают. Отчасти потому, что здесь есть ресторан «Бакинский дворик», который хочет завладеть этим помещением. Все просто.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram