В нашей стране каждый год появляются десятки заслуженных и народных артистов. И естественно, страна должна знать своих героев. Но только среди них настоящих мало. Александра БАЛУЕВА знают и любят миллионы наших зрителей. У него нет званий, и почему-то его не волнуют регалии. Нам интересно узнать почему?
- Вы знаменитый артист, у вас за спиной десятки ролей в театре и кино. Но в своё время ваш отец пророчил вам карьеру военного. Не нравилась муштра?
– Не пророчил. Наверное, я так думаю, что он просто мечтал, чтобы я пошёл по его стопам. В таких семьях нередко складываются военные династии. Но ни на чём таком он не настаивал, царствие ему небесное. И ничего подобного не предпринимал, чтобы я, скажем, поступил в военное училище. Было, правда, дело, однажды, в детстве. Я перестал хорошо учиться. То есть вообще перестал учиться. И отец стал стращать меня суворовским училищем. Мол, отдам на перевоспитание… И если я буду продолжать в таком же духе, через тройки на двойки, он меня туда определит. Знаете, подействовало. Случай с суворовским училищем – это была единственная его волевая настоятельная просьба. Он был добрым человеком.
– Жизнь военного – это езда по гарнизонам. Но вам удалось оставаться в Москве и закончить школу?
– Я родился, когда отец перестал ездить по гарнизонам. Он служил в Генштабе. Папа у меня был офицер Военно-морского флота. Я жил в Москве, в районе Котельнической набережной. Потом мы переехали на Смоленку..
– Вам часто приходится играть военных. Например, маршала Жукова. Как подходите к работе? Читаете специальную литературу? Общаетесь с военными консультантами?
– Для меня всегда важен первоисточник. А не легенды, кто что сказал, кто ближе был… Читаю специальную литературу. У людей, у каждого складывается своё восприятие исторической фигуры. Я отреагировал на сценарий сериала «Жуков». В своё время Михаил Александрович Ульянов его прекрасно сыграл. Во всех масштабных фильмах того периода. Если бы этот сериал был с батальными сценами, с масштабом истории о полководце, я, вероятно, отказался бы в нём играть.
– Не страшно было повторить Михаила Ульянова? Не боялись конкуренции?
– Конкуренции не было. Потому что был взят другой ракурс жизни личности. Ракурс личной жизни.
– 637-я школа была какая-то особенная?
– Это была обычная средняя школа на Смоленской площади. Без углублённого изучения специальных языков. А я был простым дворовым пацаном. И там какие-то проказы, конечно же, были. Я любил гонять мяч, играть в хоккей. Мы такие самодельные хоккейные коробки делали. В общем, всё, как у пацанов со Смоленской площади. Это была наша Москва, какой сейчас уже нет. Сегодня молодые тусуются в ночных клубах, а у нас вся жизнь проходила во дворах. И законы двора действовали очень жёстко. Там были свои лидеры, свои авторитеты в хорошем смысле слова. Хотя уголовные авторитеты тоже появлялись...
– Значит, вы были непоседливым мальчишкой, драчливым?
– Смоленка в моё время считалась шпанистым районом, там было много ребят с криминальным прошлым, от которых прямо-таки веяло уголовщиной. Так что и драться приходилось, и морду били – друг другу. Но Бог меня миловал. Я не озлобился, а заматерел.
– Никого не осталось из друзей с тех времён?
– Мы закончили школу, и все разбежались. Как-то у Малахова в передаче по моему поводу они нашли несколько моих однокурсников. Где-то и школьных, если поискать, можно найти. С кем-то по жизни всё же мы сталкивались. Например, Лёша Лесючевский работал на «Мосфильме». В цехе обработки плёнки. И мы там случайно пересеклись.
– Обычно вы играете суперменов. Людей сильных и волевых.
– Моя внешность совершенно не соответствует моему самоощущению. Я никогда не хотел, да и не хочу играть никаких суперменов.
– Ну а спор кулаками решаете?
– Нет. Это когда-то в детстве было, в юности.
– Чем занимались в паузах между съёмками? Это отдых? Ожидание телефонных звонков из актёрского отдела изматывает? Или как спасение – тренажёрный зал?
– Нет, у меня никогда не было пауз в работе, у меня всегда оставался театр или кино. Играл в антрепризных спектаклях. Это работа без продыха. Не качаюсь на тренажёрах, не наращиваю мускулатуру. Мне неудобно раздеваться в кадре. Я не культурист. У меня обычная человеческая фигура.
– А почему уходили из театров? Театр Советской армии, Театр Ермоловой, театр Романа Виктюка. Многие всю жизнь мечтают туда попасть. Боялись застоя?
– Было обычно много причин, и эта тоже. Уходил не потому, что у меня что-то не получалось. Наоборот, всё удачно складывалось с репертуаром, но я внутренне ощущал, что ещё чуть-чуть, и останусь до конца жизни в одном театре. И наступал момент, когда не то по молодости, не то интуитивно рубил. И принимал решение уйти, чтобы искать другого режиссёра.
– Вам повезло с режиссёрами: Андрей Житинкин, Роман Виктюк, Сергей Арцибашев, Леонид Хейфец…
– Они бы не пришли работать в один театр. Потому и не сидел на одном месте, потому и в моей актёрской биографии столько режиссёрских имён. Искал. И находил.
Валера Фокин организовывал свою труппу, уйдя из «Современника», и пришёл в ермоловский. И приглашал новых артистов. Я на это дело «клюнул», был приглашён и перешёл к нему. Но всё-таки получилось так, что я не прирос ни к кому из режиссёров как к единственному, как на театре порой бывает. Мне сейчас, например, очень интересно работать с Марком Анатольевичем Захаровым. В Ленкоме я играю спектакль «Небесные странники…». Но это один спектакль. И в Новосибирск езжу с молодыми ребятами. Там «Маскарад» работаем. Так что я всё время в движении. А самое главное – я хочу оставаться свободным. В творчестве по-другому нельзя.
– Кого из партнёров вспоминаете, с кем дружите?
– В основном это друзья по фильмам. Из прежних моих работ в кино я приглашаю своих партнёров сыграть на сцене. Граня Стеклова, Таня Абрамова, Валера Ерёменко… По кино знаю их возможности и решил собрать вместе для антрепризы. Пока это получается неплохо. Вот сейчас на разных площадках показываем комедию «ВДВ, Всем Добрый Вечер!».
– Вы снялись в 92 фильмах. Назовите пятерых режиссёров, которые оставили след в вашей жизни.
– Я назову одного – Александра Кайдановского, который впервые пригласил меня в большое кино. «Жена керосинщика» – был такой фильм. Сыграл там двух братьев... Александра Леонидовича я считаю своим крёстным отцом в кино.
– Вас не приняли в «Щуку»? Вы временно устроились осветителем на «Мосфильм». Любовь к театру сменили на интерес к кино?
– Ну, во-первых, это необходимость. Я не мог год ничего не делать. В то время меня бы обвинили в тунеядстве. А готовясь к поступлению в следующем году, я должен был принести справку. Иначе могли документы не принять. На студии было очень интересно. Я имел возможность видеть, как работает Владимир Высоцкий («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»). Я работал в павильонах и сверху наблюдал, как они работают над фильмом. Я не жалею, что пошёл именно на «Мосфильм».
– В творчестве вам интереснее исторический материал или современность? Вспомним вашего Петра в сериале «Пётр Первый. Завещание».
– И то и другое интересно, если есть драматургия. Реальность наших дней, например, довольно драматургична по своей сути. Но при этом – гармония жизни.
– Если мама вас спросит – «что самого важного ты сделал в жизни», что вы ответите?
– То, что у меня родилась дочь.
– Кто для вас герой нашего времени?
– Трудно сказать. Есть много замечательных людей, замечательных профессий. Они другие, чем были в мою молодость. Космонавты полгода проводят в невесомости, и их никто не знает. А раньше – на руках носили. Зато мы знаем олигархов... Достигших чего-то материального. И которых почему-то превозносят похлеще космонавтов. Абсурд.
– Ваши жизненные приоритеты? Дом, семья, работа?
– Я работал всю жизнь и люблю свою работу. Вот такие у меня приоритеты. Люблю своего ребёнка. И не ставлю это на какие-то приоритетные места. Скоро поеду к дочери в Польшу. Вот только времени мало.
– Новый спектакль в вашей антрепризе – «ВДВ, Всем Добрый Вечер!» – это лёгкий жанр, комедия?
– У меня не было тесных отношений с комедийным жанром. Наоборот, у меня больше осознания драматизма, трагедий в жанровом плане, в тех работах, где я принимал участие как артист. У меня был комедийный сериал «Идеальная пара» с режиссёром Аллой Суриковой, и это меня тронуло. Захотелось войти в это состояние ещё раз. Очень трудно достичь результата, чтобы людям было весело... А вот чтобы людям было грустно и страшно – это гораздо проще. Ну а чтобы зритель в зале сегодня засмеялся – это уже победа. Конечно, я рассчитываю и на коммерческий успех.