Карл Карлович Булла, самый выдающийся отечественный фотограф конца XIX – начала XX века, в этом году отметил бы своё 160-летие. В честь этой даты и отмечая 25 лет со дня основания, Фонд Карла Буллы под руководством Валентина Эльбека подготовил уникальную выставку его работ и издал юбилейный альбом родоначальника жанра фоторепортажа.
Когда рассматриваешь фотографии Буллы, понимаешь, какая интересная жизнь протекала перед его глазами, и она, эта жизнь, просто не могла не породить своего летописца. Когда прекрасная эпоха закончится, умолкнет и муза художника, а как чудесно всё начиналось.
Булла родился в Пруссии, но в 11 лет, начитавшись, видимо, Жюля Верна,в одиночку сел на пароход и добрался до Петербурга. Где он тусовался первые дни, история умалчивает, но довольно быстро молодой авантюрист устраивается посыльным в фирму, которая занималась изготовлением и продажей фотографических принадлежностей. Вскоре он осваивает и искусство изготовления фотографий. А в 1875 года он открывает собственное ателье, которое вскоре стало пользоваться большой популярностью среди всех сословий – портреты мастера отличались от других фотографов особой непринуждённостью, которую он умел извлекать из своих моделей. Однако настоящая слава к нему приходит после 1894 года, когда в обиход вошли фотографические открытки с разными видами. Булла добивается разрешения снимать за пределами ателье и сломя голову бежит на улицу. Он снимает всё: и каждый дом Невского проспекта, и выезд пожарной команды, и общежитие для бедного люда, и работу сестёр милосердия, и наводнение в СПб, и обывателей, которые пялятся на солнечное затмение 4 апреля 1912 года, и спуск на воду крейсера «Аврора». Заведя своих информаторов в МВД, он первым приезжает со своей камерой на пожары, аварии и катастрофы, и особый шедевр этого жанра – аэроплан, словно на наших глазах врезающийся носом в землю.
Снимая знаменитые вечера у критика Стасова, Булла знакомится с Репиным и часто гостит у него в Пенатах, где снимает Шаляпина, позирующего художнику. Войдя в художественную элиту, он делает портреты писателей и художников, поэтов и музыкантов. Восхищает своей красотой портрет маленького Владимира Набокова с матерью в их имении под Санкт-Петербургом. Среди уникальных снимков – знаменитая балерина Кшесинская в интерьере собственного дворца, торжество роскоши и стиля. И даже затворник Лев Толстой приглашает его в Ясную Поляну, где он проводит две недели, причём портреты Толстого, сделанные Буллой, можно считать лучшими образами великого писателя, который – невиданное дело – захотел сняться вместе с самим фотографом.
Получив статус фотографа Министерства императорского двора, Булла снимает не только официоз, но и неформальные бытовые сцены жизни царской семьи, ездит с императором Николаем по России. Конечно, торжества, связанные с 300-летием Дома Романовых, стали отдельной темой его творчества. Причём Булла не просто снимал происшествия, даты и события. Он любил и, как сказали бы сейчас, спецпроекты. Например, по договорённости с министром путей сообщения он сделал уникальный альбом с фотографиями всех станций по дороге из Петербурга в Москву, теперь мы знаем, как выглядели век тому назад вокзальные помещения, в их убранстве масса трогательных деталей. Вообще по работам Буллы можно изучать историю Санкт-Петербурга и России.
Но в воздухе уже пахло большой бедой, и, передав своё дело двум сыновьям, впоследствии репрессированным большевиками, в 1918-м Булла удаляется на покой на эстонский остров Эзель, где проживёт ещё 10 лет, преподавая фотографическое искусство местным детишкам. Дома, купленные в своё время, пригодились. Он просто не мог оставаться в городе, пережившем конец воспетой им прекрасной эпохи. Однако его имя навечно впечатано в его историю.