Театральную премию «Золотой софит» с не меньшей яростью, чем «Золотую маску», обвиняют в необъективности и раздаче «всем сёстрам по серьгам», нелицеприятно сравнивают её с молодёжной премией «Прорыв», абсурдно обвиняя «Софит» в равнодушии к молодым (а «Прорыв»-то тогда на что?) и в повторении одного и того же списка номинантов и лауреатов… Но тем не менее «караван идёт»: «Софит» нужен и важен слишком многим в театральном пространстве Северной столицы.
Сколько бы ни отрицали
«Золотой софит» своим появлением обязан Кириллу Юрьевичу Лаврову, и хотя на протяжении двух десятков лет премии пришлось пережить всякое, она выстояла и свой статус подтвердила. Сколько бы артисты, режиссёры, художники, дирижёры ни говорили, что творят не ради наград, премия эта для них важна, поскольку учреждена Санкт-Петербургской организацией Союза театральных деятелей России при поддержке городского комитета по культуре и, следовательно, профессионального веса своим лауреатам (да и номинантам) придаёт.
Но главное назначение премии «Золотой софит», по словам председателя петербургского СТД Сергея Паршина, – это привлечение публики в театральные залы города. Не согласиться с таким мнением трудно: действительно, пока нашей публике не скажут: «Это хороший спектакль!», она может и внимания на него не обратить. А вот если на театральной программке или афише будет написано «лауреат премии», то шансов на зрительское внимание явно будет больше.
Однако погоды для крупных театров, которые «Софит» неминуемо отмечает каждый год (и странно, если бы этого не происходило: чай, государственные деньги должны отрабатывать), премия эта по большому счёту не делает. На их стороне финансовые возможности для рекламы, да и проверенная, завоёванная временем и громкими именами публика имеется. А вот негосударственные камерные театры, которые премия «высвечивает» всего третий сезон, финансовой свободы не имеют, точнее, она целиком зависит от наполнения зала. Среди независимых театров есть и те, что существуют уже не один десяток лет. Работают в них вовсе не любители, а самые настоящие профессионалы, но даже им трудно конкурировать, например, с Александринским театром, Театром им. Ленсовета, Театром им. В.Ф. Комиссаржевской, театром-фестивалем «Балтийский дом» и другими, куда петербургская публика часто ходит по инерции (слово применено отнюдь не в худшем его значении). «Своя» публика, правда, складывается у каждого театра, но для разрастания ареала зрителя за пределы квартала, микрорайона, района, где обитает маленький театр, одного таланта бывает недостаточно. Директор негосударственного театра «Особняк» Ольга Гусева говорит, что для этого нужна информационная поддержка, и «Золотой софит» может выполнять такую просветительскую функцию. «Комитет по культуре сегодня поддерживает постановки негосударственных театров, но хотелось, чтобы как можно больше людей получили представление о негосударственниках и благодаря городской театральной премии», – говорит Гусева, и с ней трудно не согласиться.
Критика критики
Продвинутые граждане могут справедливо заметить, что, если театрик становится явлением, слух-то про него пойти просто обязан, да и летописцы театра – театроведы должны обращать внимание на все театры! Уж они-то должны ходить, смотреть, писать, а газеты и журналы печатать их рецензии… Увы, председатель экспертного совета премии «Золотой софит» по негосударственным театрам Анна Константинова считает, что театроведы маленькие театры не жалуют:
– Те, кто делают спектакли на полутора метрах за полторы копейки, будучи оцененными даже по самым жестким художественным критериям, ничем не уступают именитым, брендовым театрам, про которые много пишут. Между тем это вопрос профессии – знать не только то, что происходит в крупных театрах. И это проблема нашего театроведческого образования: надо учить, что интересно в театре должно быть не уже сложившееся имя, а поиск нового».
А театровед Юрий Кобец вообще считает, что за последние шесть-восемь лет петербургская театральная критика, чаще распинающая, а не превозносящая премьеры (даже в отношении государственных театров), себя дискредитировала. «Но существует и проблема СМИ, – продолжает Кобец. – Их в городе в последнее время стало меньше, значит, уменьшилось и количество площадок для профессиональных рецензий, доступных широкой публике». Такая вот разноречивая картина культурной столицы, на фоне которой 21-й год «светит» «Золотой софит»…
Называя имена победителей, мы надеемся, что их творческие судьбы в будущем сложатся ещё успешнее.
Итак, по итогам сезона‑2014/2015 среди негосударственных театров «Золотой софит» получили: в номинации «Лучшая работа режиссёра в негосударственном театре» – Яна Тумина за спектакль «Барьер», названный также лучшим спектаклем в негосударственном театре (театр «Особняк»), и Пётр Шерешевский за спектакль «Конформист» (Камерный театр Малыщицкого). Премию «Золотой софит» «За лучшую мужскую роль» получил актёр Филипп Дьячков («Этюд-Театр», спектакль Алексея Забегина и Владимира Антипова «Четырнадцать плюс», роль Ильи). Премию «За лучшую женскую роль в негосударственном театре» присудили актрисе Анне Алексахиной («Такой театр», «Костя Треплев. Любовь и смерть» Вениамина Фильштинского, роль Аркадиной).