Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

ВЕНЕЦИЯ-2015: Скелеты в шкафах

, 09:07 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! В разгаре 72‑й старейший кинофестиваль мира – Венецианский. Как всегда, он собрал с десяток звёзд на своей красной дорожке, показал новые фильмы как маститых режиссёров, так и дебютантов со всего света. А когда однажды вне конкурса в 7 часов вечера давали «Чёрную мессу» с Джонни Деппом, фанаты стали занимать места у металлических поручней аж с 8 утра, чтобы, если повезёт, сделать selfie со своим любимцем. Состоялась и долгожданная премьера фильма Александра Сокурова «Франкофония», которую я караулил ещё в Каннах, но после просмотра фильма стало понятно, почему с Каннами не сложилось…

Из изумительно подобранной хроники видно, что французы встречали немецкие войска, по привычке сидя в кафе с бокалом вина. Франция наполовину оказалась под сапогом у немцев, работала на Германию всеми своими производствами. Вот в кадре Гитлер одобрительно оглядывает Париж – Эйфелева башня на месте. Теперь она его. Но в центре фильма – судьба Лувра, сокровища которого кураторы попрятали по многочисленным замкам. Граф Меттерних, уполномоченный Рейхом заниматься музеями Франции, оказался интеллигентным человеком и не стал пытать на дыбе директора Лувра. Они даже нашли общий язык. Для сравнения: Сокуров даёт кадры блокадного Ленинграда и вымерзающего Зимнего дворца, в который никакой граф Меттерних командирован не был. А во Франции фашисты вели себя деликатно, ели круассаны в кафе и даже платили за себя. Граф Меттерних после победы союзников получит французский орден Почётного легиона. Видимо, за то, что не дал разграбить припрятанные сокровища Лувра.

Но фильм не ограничивается событийным рядом, он ставит вопросы об искусстве и морали, культуре и власти и пытается сформулировать, в чём же отличительные черты европейской цивилизации, и не настало ли время бить в набат, заботясь о её спасении. Например, фильм делает акцент на жанре портретной живописи по материалам коллекции Лувра и настаивает, что эта живопись есть визитная карточка Европы, потому что в центр ставит человека, его жизнь. Она может быть парадной, может быть частной, но её ценность превыше всего, превыше всех религиозных догм. И чтобы защитить её от варварства, одной просветительской работы мало. Если в фильме «Русский ковчег» Сокуров говорил о спасении ценностей русской дворянской культуры, то во «Франкофонии» он размышляет о том, как сохранить общеевропейские ценности в эпоху «заката Европы».

«Эверест» Балтазара Кормакура

У критики и публики «Франкофония» на данный момент занимает первое место, но посмотрим, что решит высокое жюри под руководством Альфонса Куарона («Гравитация»).

Надо сказать, что фестиваль в этом году очень пёстрый по уровню фильмов и затронутым темам. Про большие голливудские студии, которые были представлены «Чёрной мессой» (Warner Bros), «Эверестом» и «Девушкой из Дании» (Universal), можно сказать, что они вдохнули в фестивальную жизнь колоссальную художественную энергию.

Фестиваль открывался фильмом исландского режиссёра Балтазара Кормакура «Эверест», в основу которого легли доподлинные события экспедиции на одну из высочайших вершин мира двух коммерческих альпинистских групп в 1996 году, которые во время возвращения попали в эпицентр невиданной бури. До стоянки добрались не все. Гидом в одной из групп, кстати, был русский альпинист Анатолий Букреев, который в полной темноте и одиночестве отправился спасать потерявшихся участников экспедиции и поочерёдно привёл троих в лагерь. В фильме для нашего «хорошего парня» Букреева найдётся место, но он не станет главным героем картины. В центре же окажется вызов, который человек бросает горе, пытаясь покорить её. Но он спросил разрешения у горы? Кто-то выживет, кто-то тронется умом и шагнёт в пропасть, кто-то замёрзнет, кто-то найдёт в себе силы на рассвете, когда буря уйдёт, зашевелить обмороженными пальцами рук и ног, встать и дойти до верхней стоянки. Но особенно сильной будет сцена, когда героиня Эмили Уотсон, диспетчер на базе, будет соединять говорящего по рации умирающего в ледниках героя Джейсона Кларка с телефоном ждущей его в США женой Кирой Найтли и наоборот. На наших глазах героиня Найтли из жены будет превращаться во вдову… И это всё было на самом деле – Кормакур нашёл архивную запись этого разговора.

Фильм не поднимает моральной темы продажи дорогих туров неподготовленным любителям, которые потребляют больше кислорода, чем надо, и на обратном пути у них в баллонах пусто. Главное же в нём – невероятная красота увиденного, панорамные съёмки Эвереста на бреющем полёте камеры, и стремление человека вырваться прочь от вялотекущей повседневной обывательской жизни. Но хорошо, когда гора сыта, а если проголодалась? В фильме «Эверест» она сильно проголодалась, буря залетела аж на самую высоту, хотя обычно атмосферные фронты сталкиваются где-то на уровне 4–5 км. Но не будем вникать в эти подробности. С вершины буря выглядела гораздо эффектнее, чем в каком-то ущелье.

А в конкурсе Universal представил картину «Девушка из Дании», которая явилась новой работой оскароносца («Король говорит») Тома Хупера, взявшего за основу историю реальную, случившуюся в семье известных датских художников в 1920‑х годах. Живя в счастливом браке со своим мужем почти 6 лет, Грета (Алисия Викандер) просит его однажды попозировать для её картины, где балерина в пачке изгибается всем телом, занося руки над головой и отставляя ногу как можно дальше, вытянув носок. Муж (Эдди Редмэйн) примеряет пачку и становится в позу. И тут камера ловит странное выражение, что пробежало по его лицу. Как будто он стал что-то вспоминать, и это что-то было возбуждающе притягательным. Далее в фильме, изумительно снятом, разворачивается трагическая история героя, который постепенно понимает, что Бог сотворил его женщиной. Вскоре он перестаёт скрывать свою женскую сущность и уже не может видеть на себе никакой мужской одежды, впадая в психоз. Грета любит его и считает это причудой, но причуда становится манией, и они отправляются к докторам. Практики операций по перемене пола тогда не было вообще, и герою после экспериментов с облучением светит сумасшедший дом. Тем временем Грета, сделав его моделью, обретает оглушительный успех своих новых картин, и её приглашают в центр художественной жизни – Париж, где у героев начнётся новая жизнь.

А другой многобюджетный фильм «Чёрная месса» вне конкурса показала компания Warner Bros, режиссёр Скотт Купер. Будучи сам актёром, Купер наполняет картину выдающимся количеством актёров второго плана, а на первом у него – непревзойдённый Джонни Депп. Такого Джонни мы ещё не видели. Если раньше он играл роли комические и лирические, то здесь по сюжету он играет короля бостонской мафии, а на самом деле – самого дьявола. Более-менее как человек он ведёт себя только с матерью своих детей (Дакота Джонсон, «50 оттенков серого»), для остальных он законченный монстр и чем-то даже напоминает Джигарханяна из «Места встречи изменить нельзя», гримёры над ним потрудились отменно. Но горящий взгляд, в котором видны языки пламени, – это не под силу никаким гримёрам. Да и в распоряжении героя в исполнении Деппа 50 оттенков зла. По сюжету его герой получает предложение от шефа ФБР в Бостоне (Джоэл Эдгертон) в обмен на «крышу» его мелкой преступной деятельности расправиться с итальянской мафией. В фильме мы видим, как Джонни Депп со товарищи методично уничтожают коза ностру. Но мы видим и то, как из мелкого мафиозо Джонни Депп становится могущественным криминальным хозяином Бостона, где у ФБР во многих позициях уже руки окажутся коротки. Короче, мораль этого, как всегда, прогрессивного фильма такова: прежде чем подписывать пакт с дьяволом, хорошо подумайте. Коготок увяз – всей птичке пропасть. Во всяком случае если роль дьявола достаётся Джонни Деппу.

А вот итальянцы насколько хороши были в Каннах, настолько удивили в Венеции. Если там режиссёр Паоло Соррентино представил очень эмоционально и художественно крепкий фильм «Молодость», то здесь мэтр Марко Белоккьо своим «Кровным родством» сильно удивил. Действие фильма происходит в двух временах – во время историческое и в наши дни – в одном провинциальном итальянском городишке, где при монастыре была тюрьма, в которой нынче поселился престарелый граф, председатель совета вампиров. А в прошлые времена в монастырскую тюрьму заточили красавицу Бенедетту, которая соблазнила своего духовника, от чего он совершил суицид. Брат-близнец умершего, молодой красавец военный, приезжает в монастырь, чтобы провести процедуру захоронения брата на приличном кладбище, где самоубийцам покоиться запрещено. Настоятель обещает ему помощь, но для этого нужно, чтобы Бенедетта созналась в союзе с дьяволом. Её подвергают разнообразным инквизиторским пыткам: сладострастно топят, жгут, наконец, замуровывают в склепе, оставляя только дырочку для причастия. Спустя 30 лет, когда красавец военный, став кардиналом, вернётся в монастырскую тюрьму, ему сообщат, что Бенедетта всё ещё жива. Склеп разбивают, и нагая вечно молодая героиня-ангел выходит из него, будто не было этих 30 лет. Очень поэтично. Но дальше начинается другой фильм, в котором уже велика комическая составляющая. В бывшую монастырскую тюрьму, где живёт старый граф (вампир), приезжает коррумпированный министерский чиновник и русский биллионер Иван Рихалков, который хочет её купить. Но вампиры не сдаются и находят компромат на чиновника (кнут), одновременно предлагая взятку (пряник). Между тем граф умирает. Так осуществит свою блажь Рихалков или нет? Интрига обрывается титром «FIN». Смотришь на всё это и думаешь, а что всё это было? Или мне показалось, что я видел этот фильм? Да вроде видел…

На следующей неделе я подведу итоги призовой политики фестиваля, а особо нетерпеливых приглашаю в ночь с субботы на воскресенье (12 сентября) в свой «Тихий дом» на Первый канал, где побеседую с артистами и создателями фильмов, о которых написал в этом номере, и покажу счастливые лица победителей.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram