Аргументы Недели → Культура № 30(471) от 13.08.15

«Окно в Европу 2015»: В кадре Россия

, 08:35 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители. Вы благодаря политике кинопрокатчиков уже приуныли и думаете, что отечественное кино не существует или существует только «Любовь-морковь». Это неправда. Оно существует и своим клювиком пытается пробить кинопрокатную скорлупу. Традиционно проходящий в августе в Выборге кинофестиваль «Окно в Европу» тому подтверждение.

Наименее удачен в этом году оказался «артэкстрим», предлагающий не новую тему или язык, а штампы, на которые могут «повестись» кураторы западных кинофестивалей. Типа в России кошмар. Молодёжи некуда податься. Остаётся игла. Или мочить инородцев. Или пытаться слинять на Запад. А визу хрен получишь. И видеокамера должна быть «с плеча», дрожать и «путаться в показаниях». Вот и плачет герой фильма «Фин (Fin)» (реж. Данил Шарыпин), что жизнь не задалась. А физиологические подробности плача должны окончательно убедить западных кураторов, что это крик славянской души, замученной безжалостным к маленькому человеку режимом олигархического капитализма, где человек человеку волк.

Прямо на противоположном полюсе конкурсной программы оказался фильм В. Бортко «Душа шпиона», который является, безусловно, зрительским хитом. Высокое искусство, конечно, к этому фильму не имеет никакого отношения. Впрочем, есть исключение. Персонаж старенького Малкольма МакДауэлла в фильме Бортко сокрушает масштабом своей личности всех остальных. А у него роль второго плана и заниматься ему в фильме приходится всякими глупостями. Он явно крупнее как личность русского шпиона Александра (Андрей Чернышов), который в моральном балансе фильма, где вокруг одни гады, тянет на себя одеяло хорошего парня. А главным плохим парнем, с которым хороший парень вступит в смертельный поединок, оказывается его босс из ФСБ (Фёдор Бондарчук), который продал душу за 30 сребреников МИ-6.

Однако наши классики не могут делать чистый жанр. Вот герой «Души шпиона» является положительным парнем, он защищает интересы родины. Так не надо вносить пятна в его личную жизнь, обвиняя, например, в принуждении жены к многочисленным абортам. Зачем нужен противоречивый «сложный» характер в жанровом фильме? Договорились, что герой – хороший парень, угомонитесь. Энергия жанрового фильма сродни энергии денег, не надо ставить психологические палки в колёса. Либо палки хрустнут, либо колёса треснут. Отдельный респект Фёдору Бондарчуку. Он здорово сыграл отпетую гадину. Не каждый может позволить себе такую роскошь: сыграть гадину – удел избранных.

Из актёрских работ в конкурсе «осенние премьеры» можно выделить роль Евгения Миронова в фильме режиссёра (она же автор сценария) Алёны Званцовой «Норвег». Его герой – дело происходит в Москве – неожиданно для себя получает в управление небольшой гарем басмачек, которых агентство поставляет клиентам для разных услуг. Привет «Белому солнцу пустыни» сразу оформлен музыкальной цитатой. От басмачек одна головная боль, но Миронов их изобретательно каждый раз выручает. Ему помогает полицейская «крыша» в исполнении Дмитрия Марьянова. Узнав, что Миронов собирается покинуть родину, женившись на норвежке, он его бесконечно стыдит. Но вот приезжает политически откорректированная лахудра. На фоне лахудры басмачки кажутся ангелами. В фильме Миронов – маленький гигант большого секса. Мало того что он спит с лахудрой, так он ещё и не равнодушен к бывшей жене (Ксения Раппопорт). Но в финале «клюквенный сок» превращается в реальную кровь.

В фильме Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада» сюжет сразу начинается с кровопускания. С первых же кадров мы видим, как во время облавы на нелегалов в центре Москвы погибает муж инспектора ФМС Маши Ласточкиной, и этими кадрами режиссёр прошьёт весь фильм. Ласточкина – провинциалка, приехала в Москву, чтобы выбиться в люди, и пытается найти правильный путь. Только на этом пути человек человеку волк. И когда агент Хасан, внедрённый в диаспору таджикских гастарбайтеров, разоблачает «серьёзных людей», Ласточкина убеждается в этом на своих перьях. Она принимает решение брать злоумышленников, не посоветовавшись с полковником. В результате бандитов отпускают, а её переподчиняют пошляку-коллеге. Это видит Хасан. В результате он совершает сакральную жертву, чтобы хоть на одном отдельно взятом участке вырвать с корнем коррумпированную грибницу и дать Ласточкиной возможность расправить поникшие было крылья.

Нельзя не отметить и социальную драму, в которой дебютировала актриса Мария Коровина в фильме Александра Прошкина «Охрана». Это первый фильм режиссёра на современную тему. Коровина играет рыжеволосую девушку Клаву, которая с красотками-напарницами работает охранницей завода в маленьком русском городке у большой реки. Живёт она на дебаркадере со своим инвалидом папашей (как всегда добротная работа Виктора Сухорукова). Почему красотки служат в охране на проходной? Да потому, что это единственное место в городе, где есть хоть какая-то «движуха». Прошкин, кстати, признался, что такая практика действительно существует: он сам видел красоток в охране в каком-то провинциальном городке, и это его впечатлило. Вот и стала Клава охранницей, причём во время задержания молодого грабителя её истомлённое женское естество берёт своё, и она падает в обморок от одного прикосновения к юному мужскому телу. Но вот удивительное дело – Клава забеременела, хотя «контакта» вроде не было. Непорочное зачатие? Ложная беременность? Сценарий Ю. Арабова давал возможность пойти по первому пути, режиссёр выбрал второй.

Но самый серьёзный фильм на сегодня (впереди ещё два дня фестиваля) – это «Училка» режиссёра Алексея Петрухина с блистательной Ириной Купченко в главной роли. Она, как вы понимаете, и играет учительницу истории в 11-м, выпускном, классе, где разворачивается настоящая драма, в которой будет участвовать пистолет. Доведённая до отчаяния, училка берёт весь класс в заложники, когда оружие оказывается в её руках. Лучшая женская роль, к бабке не ходи.

Ирина Купченко в фильме Алексея Петрухина «Училка»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram