Аргументы Недели Петербург → Культура № 28(469) от 30.07.2015

Мы увидим не только Зеркальный портал архитектора Стасова

Александровский дворец в Царском Селе закрывается на масштабную реставрацию

, 18:01

Долгих двадцать лет добивался музей-заповедник «Царское Село» передачи от Министерства обороны Александровского дворца в своё ведение. И сразу же, как только дворец стал музейным, началась работа над проектированием экспозиции, чтобы создать во дворце современный музей европейского уровня, оборудованный всеми возможными удобствами. Для того чтобы эти замыслы воплотились в жизнь, и необходима начинающаяся здесь реставрация.

В 2011 году проект обсуждали на Совете по сохранению культурного наследия при петербургском правительстве. Тогда спорили, что делать с подвалами. Проектировщики предложили решить задачу беспрецедентную – углубить гигантские подвалы дворца, чтобы именно в них разместились гардероб с кафе, кассы, экскурсионное бюро, музейный магазин и т.д. Подвалы в Александровском дворце огромные, но до начала работ они были неглубокими. Подземелья углубили, превратив их в цокольный этаж, вынув 5 тыс. кубометров грунта, причём не прерывая экскурсионной деятельности дворца. Посетители даже не подозревали, какая гигантская работа происходит внизу. Были поставлены 4 тыс. маркировочных меток на своды и арки, чтобы проследить – нет ли деформаций, когда колонны дворца пересаживали на новые фундаменты. Ни одна из меток не была сдвинута. В подвале сохранились ливневый коллектор постройки XVIII столетия и подземный ход. Он вёл из Кухонного корпуса во дворец. По нему доставлялась еда, был он весьма романтичный, как и положено подземному ходу в старые времена, – с кирпичной кладкой, стеклянными фонарями. Сейчас он, в отличие от коллектора, закрыт, потому что затоплен и завален и ждёт решения своей судьбы.

«Первый этап самой тяжёлой и незаметной глазу работы выполнен, – рассказывает директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Сейчас мы подошли к тому порогу, когда уже нельзя вести работы при посетителях, а это замена на первом и втором этажах инженерных сетей, вычинка перекрытий, усиление стропильной системы, размещение вентиляционных камер».

Ольга Владиславовна напоминает, что история Александровского дворца не такая печальная, как Екатерининского, – он не горел, в него за годы войны попал только один снаряд, но в подвалах дворца размещалась тюрьма гестапо. После войны дворец передали Всесоюзному музею Пушкина – создать экспозицию к 150-летию поэта, при этом уничтожили пережившие войну интерьеры модерна…Теперь их предстоит восстановить – частные покои Николая II и Александры Фёдоровны, которые были созданы после свадьбы венценосной четы. Будет воссоздана и часть помещений Парадной анфилады – от Угловой до Малиновой гостиной. В Мраморной гостиной воссоздадут зеркальный портал архитектора Стасова, утраченный в годы войны. В Малиновой гостиной – мраморный камин с рельефом по иконографии «Саркофага муз».

В Западном флигеле появятся современные помещения для временных выставок. В этом году, надеется Ольга Таратынова, будет готов проект реставрации, и хорошо бы совместить инженерные работы и реставрационные. Их общая стоимость – около 2 млрд рублей, а федеральная программа покрывает лишь свыше 800 миллионов. Надо искать благотворителей. Тогда удастся завершить работу к 2018 году – году столетия расстрела большевиками царской семьи. Ведь именно отсюда, из любимого родового гнезда – Николай II родился в этом дворце, – семья отрёкшегося от престола императора начала 1 августа 1917 года свой путь под конвоем – в Тобольск, в Екатеринбург и потом в подвал Ипатьевского дома…

Ольга Таратынова считает долгом и обязанностью привести в порядок и Александровский парк вокруг дворца, восстановить здание Китайского театра, который семьдесят лет стоит без крыши, чтобы сделать там выставочный зал, трансформирующийся в зал для конференций.

Одновременно с Александровским дворцом музей-заповедник ведет работы и на Арсенале – павильоне, построенном по проекту Адама Менеласа в неоготическом стиле в 1819–34 годах. Николай I любил всё средневековое. И архитектор Александр Тон создал соответствующие интерьеры: стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, витые колонны. Именно в Арсенале в восьмиугольном «Зале рыцарей» размещалась лучшая часть коллекции средневекового оружия, принадлежащая императору. Её потом сами Романовы передали в Императорский Эрмитаж и сейчас её частично можно видеть в Рыцарском зале. Арсенал, сильно пострадавший в войну, ныне в строительных лесах, работы стоимостью почти 250 млн рублей завершатся к февралю 2016 года. Здесь разместится экспозиция, связанная с историей оружия.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram