Привет, привет, дорогие читатели «АН» и кинозрители! Чего только не увидишь на международных кинофестивалях – и большое голливудское кино (как правило, вне конкурса), и экстремально-радикальные фильмы, и даже жанровые картины. Карловы Вары имеют множество программ, где может найти своё гнездо любая кинематографическая птица. Но, конечно, центральное внимание привлекает конкурс, который в этом юбилейном году был особенно разношёрстным.
Среди радикальных, пожалуй, самым необычным был фильм «Красный паук» польского режиссёра Марцина Кошалки. Действие происходит в Кракове 1967 года. Город закошмарен серийным убийцей, уже прикончившим 10 жертв. А юный Карол его вовсе не боится. Каролу нужен всё новый адреналин, и прыжки с вышки в бассейн его больше не удовлетворяют. Вычислив убийцу, герой фильма не сдаёт его в полицию. Вовсе нет. Он смакует его преступления и берёт их на себя. Ему грозит смертная казнь, зато он отбирает у серийного убийцы (с виду добродушного очкарика) его славу. Жизнь в обмен на славу – это мы проходили в истории, но жизнь в обмен на ворованную славу – такое извращение мне ещё не попадалось. Мировая премьера в конкурсе МКФ в Карловых Варах была, видимо, наградой за оригинальность замысла.
Среди исторических костюмных фильмов можно выделить два – украинский фильм «Песнь песней» Евы Нейман о жизни в еврейском местечке начала прошлого века и датский фильм «Золотой берег», дебют в большом кино режиссёра Дэниэла Денсика. В украинском фильме сюжет развивается весьма неторопливо, поэтому можно рассмотреть картинку. Иногда она этнографически вполне интересна, есть колоритные рыночные сцены, но в целом же у Евы Нейман действие происходит практически только на первом плане. «Первая любовь» в фильме скорее обозначается, нежели переживается, а тема погромов вообще затронута по касательной, мы узнаём о них из письма. Все герои говорят по-русски, но из творчества Шолом-Алейхема можно было бы извлечь чуть больше драматизма.
А вот датчанин Дэниэл Денсик в своём «Золотом береге» накрутил драматизма по полное «не балуйся». Фильм начинается с того, что полураздетый юноша валяется на холодном полу какого-то застенка. Рядом прижались к стене голые чернокожие, а два белых офицера, расстегнув штаны, поливают юношу своими янтарными струями. Весёленькое начало. На самом деле нам показывают эпизод из эпилога, а начало совсем другое. Полный жизни и огня 28‑летний датчанин Вульф по поручению короля отправляется в датскую Гвинею в 1830 г., чтобы вручить медаль губернатору и заодно привлечь местных жителей, освобождённых королевским указом от рабства, для создания кофейной плантации. На месте он обнаружит факты работорговли, а местный чёрный князёк сотрудничает с датскими офицерами в этом беззаконном промысле. Вечно пьяный губернатор вроде неплохой парень и даёт Вульфу полномочия создать боевую дружину из местных. Он сражается с князьком и арестовывает его. Между тем губернатор умирает от пьянства, и на его место заступает нехороший офицер, который изображает лояльность. Но Вульф застаёт его и других офицеров, распивающих бухло вместе с освобождённым князьком, и бросается на них. Наивный! Его нокаутируют и отправляют в «централ» с голыми чёрными, предназначенными для продажи. Тут офицеры-извращенцы и унижают его (с этого начинается фильм). Так прекрасный датский Вульф боролся с мерзкими работорговцами и принёс себя в жертву ради справедливости. При всей своей кислотности фильм получился довольно сладким.
Из современных сатирических фильмов внимание привлёк немецкий «Хайль» режиссёра Дитриха Брюггемана, который представил на конкурс комедию о возрождении нацизма в бывшей Восточной Германии. Чёрного сожителя немецкой девушки, беременной от него, хватают бритоголовые, делают ему тату на лбу в виде свастики и так крепко дают по голове, что юноша начинает нести нацистские тексты. Его привлекают в качестве ассистента неонацистского политика сперва на местный конгресс ультраправых, потом приглашают на телешоу, он становится медийным лицом. Свою девушку он больше не узнаёт, пока в финале не получит снова трубой по голове. И память к нему вернётся.
Конечно, было и реалистическое кино, которое резко контрастировало с жанровым. Например, американский фильм «Боб и деревья» режиссера Диего Онгаро. В центре картины жизнь простого лесоруба по фамилии Тарасюк. Нам подробно показывают, как он рубит деревья при помощи электропилы. Как он ест курицу вместе с женой и сыном, который помогает ему с распилом сосен. Я всё ждал, когда начнётся действие. Примерно в середине фильма выясняется, что он взял деньги в банке, чтобы прикупить ещё часть леса. Но одна из сосен в этой части леса оказалась изнутри съедена муравьями. Герой идёт в бар, где ругает продавца леса, размахивая банкой с насекомыми. Но потом остальные сосны оказались качественными, и их краном грузят на грузовик. В конце фильма Тарасюк медленно снимает шкуру и разделывает тушу то ли быка, то ли коровы (тут мнения критиков разделились). Покормив овец и коров, он поёт рэп. Да, чуть не забыл! На ферме у героя есть ещё петух, его показывают крупным планом. Когда в зале зажёгся свет, критик Елена Стишова молвила: «Шли по лесу дровосеки, /Оказались…» Все по-своему были задеты фильмом. А большое жюри настолько, что наградило его главным призом фестиваля – «Хрустальным глобусом».
А теперь я прощаюсь с вами, дорогие читатели «АН», до августа, когда расскажу о фестивале отечественного кино «Окно в Европу», который традиционно проходит в Выборге. Пока, пока!