Вышла в свет книга Виктора Ерофеева «Тело». По просьбе «Аргументов недели» её внимательно прочитал известный телеведущий, член Российской академии телевидения, кандидат исторических наук Борис НОТКИН.
Книга напоминает русские горки: от вершин духа, в описании чудес, сотворённых умом и сердцем, до весьма натуралистических моментов функционирования ануса и прочих неромантических частей этого самого тела.
К первым относится новелла, где Виктор Владимирович вспоминает, как вместе с Альфредом Шнитке они создавали и готовили постановку оперы «Жизнь с идиотом» и как королева Голландии вместе со всем залом аплодировала им стоя 35 минут. Или приём в 1988 году в резиденции американского посла в Спасо-Хаусе, где президенты Михаил Горбачёв и Рональд Рейган в свойственной им манере оказывали молодому писателю знаки внимания.
Поскольку мне накануне довелось в течение трёх часов переводить пребывание Рональда Рейгана в МГУ, могу засвидетельствовать: атмосферу поворотных моментов истории автор передаёт как настоящий мастер документалистики.
Читателя с предрассудками должен предупредить: кроме выписывания портретов таких своих великих друзей, как Мстислав Ростропович,не менее пристальное внимание Виктор Ерофеев уделяет, например, гениталиям, причём особое разнообразие зарисовок приходится именно на мужские особи. При желании книгу можно назвать даже энциклопедией того, что с ними может произойти во всех поддающихся воображению ситуациях. У писателя, подозреваю, какие-то мистические отношения с этим органом, потому что неоднократно ему не хватает даже его весьма богатой и точной нормативной лексики, и он для обозначения фаллоса прибегает к самой табуированной.
В этой связи перед читателями стоит сложная задача – как отделить автора от его лирического героя? Мне трудно поверить, что человек, от чьего лица пишутся глубокие этно-социологические размышления о Джеймсе Бонде или Дон Жуане, идентичен горячему, пламенному поклоннику орального секса. Я бы даже сказал, его фетишисту.
Впрочем, своё провокативное кредо Виктор Ерофеев сформулировал сам: «Я вообще против политкорректности в искусстве. Я убеждён, что мужчина, если ему нравится женщина и он хочет с ней спать, должен замутить ей голову и поступить с ней не по-христиански».
Поскольку В. Ерофеева хорошо знают не только в России, но в Китае и Франции, Индии и Америке, предвижу трудности перевода рассыпанных в книге парадоксов. Чего стоит хотя бы её первая строчка: «Настал век стояния раком на ушах». К счастью, рисунки гениального Сергея Эйзенштейна, иллюстрирующие издание, будут легко восприниматься на всех континентах и без всяких комментариев.