Аргументы Недели → Культура № 021(462)от 11.06.2015

«КИНОТАВР-2015»: Кино всерьёз и надолго

, 07:57 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! В Сочи стартовал 26-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», предложив программу, в которой нашлось место самым разным жанрам и темам. Два жюри будут судить соответственно конкурс полнометражных и короткометражных фильмов. Первое возглавил уже маститый, но ещё незабронзавевший режиссёр Алексей Учитель. Второе – продюсер уже прокатных, но ещё авторских фильмов Игорь Толстунов. В обоих конкурсах заявлены фильмы самой разной наружности, и в следующем номере, подводя итоги, я поделюсь своим мнением о лучших из них, что, допускаю, может не совпасть с призовой политикой «Кинотавра» №26. А пока первые впечатления.

Отдававший раньше свои премьеры фестивалю «Окно в Европу» Станислав Говорухин «сменил вектор» и вот уже второй раз подряд свои новые фильмы показывает на открытии кинофестиваля «Кинотавр». В этот раз он порадовал очень элегантным фильмом «Конец прекрасной эпохи» по сборнику новелл «Компромисс» и записным книжкам Сергея Довлатова. Герой – молодой корреспондент Андрей Лентулов, которому довелось поработать в городской газете в Таллине во времена, которые Говорухин ностальгически называет «прекрасной эпохой». Это 10 лет после смерти вождя, когда страна оправилась от тирании и поверила в «светлое будущее», запустила в космос Белку и Стрелку, первый спутник, Гагарина, обзавелась собственными вольнодумцами-поэтами и художниками, драматургами и режиссёрами. А приобретённые во время послевоенного дележа мира Прибалтийские республики выдвигали своих лучших представителей в органы партии и комсомола.

Молодой герой, чья журналистская карьера в Ленинграде не сложилась, оказывается в одной из таких республик, где ему поручают «ответственное» журналистское задание – сочинить обращение доярки к вождю, выполнять которое он отправляется с фотокорреспондентом в сельскую местность. Прекрасно подобранный актёрский состав делает всю историю абсолютно убедительной. Играющий журналиста Иван Колесников даёт своему герою точный баланс простодушной наивности вечноцветущей молодости и лёгкий оттенок шестидесятнической иронии, который, по мысли режиссёра, делает его знаковым персонажем своего времени. И атмосфера фильма создана весьма тщательно, тоже с иронией над идеей «советского запада», где жизнь была «чуть-чуть с акцентом». Говорухин как всегда уделяет большое внимание и «исходящему реквизиту», милым подробностям национальной кухни. Да, с такими девушками (одна – второй секретарь комсомольской организации!), в таких роскошных банях рядом с озером с кувшинками, с таким количеством вкусностей и духоподъёмных напитков проказникам-корреспондентам больше не развлекаться! Прекрасная эпоха кончилась. Или после Довлатова просто некому писать весёлый плутовской роман нашей жизни? А может быть, закончился весёлый плутовской роман, а потому нет и Довлатова… Замечу только, что свойственная Говорухину ностальгия по советскому прошлому становится всё более изысканной. От «Россия, которую мы потеряли» до «Конец прекрасной эпохи» дистанция внушительная. В любом случае фильм открытия (и, соответственно, вне конкурса) задал фестивалю весьма высокую планку. Пока до неё никто не дотянулся.

Из конкурсных картин одна из самых сильных – это картина Алексея Федорченко «Ангелы Революции», которая была удостоена приза Марка Аврелия в номинации «Режиссёр будущего» на международном кинофестивале в Риме в прошлом году. Я подробно писал о нём для «АН», так что прилежные читатели в курсе, о чём речь. Для «новобранцев» же скажу, что в основе этого фильма – реальная история экспедиции революционных активистов-энтузиастов, возделывающих на революционный лад разные виды искусства, в места проживания хантов и лесных ненцев, их борьба с местными шаманами при помощи внедрения среди коренных народов искусства супрематизма, футуризма и индустриальной музыки (разнообразные шумы большого города). Шёл 34-й год, и, получив задание партии, Полина с никнеймом Революция собирает команду для похода. Полфильма мы видим историю каждого отобранного члена экспедиции, остальные полфильма – саму историю борьбы с шаманами и рождение первой лесной ненки в построенном активистами роддоме. А в финале фильм меняет свой регистр, становится документальным, – мы видим эту лесную ненку в наше время – ей уже под 80. Она идёт, помогая себе ходунками, и поёт, дряхлая-дряхлая, звонкую песню Пахмутовой «Жила бы страна родная, и нету других забот…» И этот финал даёт фильму фантастический эмоциональный градус. Хотя до него надо досидеть, что удалось не всем.

Другой конкурсный фильм, который получил штамп и подпись мирового кинофестиваля, – это фильм «14+», включённый в программу «Поколение» Берлинского МКФ-2015. Автор сценария и режиссёр Андрей Зайцев решил рискнуть прикоснуться к трепетной теме первой любви и рассказать историю, как это может случиться у подростков в спальном районе. Благодаря неожиданно точной игре непрофессиональных актёров (Глеб Калюжный и Ульяна Васькович) в отношениях подростков нет никакой пошлости, хотя сюжетные ситуации довольно надуманные. В фильме нет Монтекки и Капулетти, и режиссёр Андрей Зайцев не Шекспир. Главное – ему удалось передать свежесть первых чувств и разместить своих лирических героев среди характерных персонажей (мамаша мальчика, папаша девочки) с хорошим музыкальным чувством ритма. Так что простим ему изрядную условность повествования, которая может быть в формате «14+» и достоинством.

Самым условным пока является фильм «Синдром Петрушки», режиссёр Елена Хазанова. Точнее – самым надуманным. Вроде и актёры категории «A»: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, а фильм оставляет равнодушным. В центре – история борьбы нешуточных страстей в душе Хаматовой – реальной возлюбленной игрушечного мастера Миронова, которая ревнует к кукле, которую он изваял по её образу и подобию. Кукол мы видели в фильме Тепцова «Господин оформитель», и вся инфернальная их сущность уже как старые любимые вязаные носки. Но Хазанова вновь открывает нам кукольную Америку. При этом непонятен в моральном балансе фильма смысл образа отца красавицы Чулпан. Актёр, играющий молодого Миронова (в фильме герой имеет два возраста), чтобы забрать молодую Чулпан в Петербург, избивает интеллигентного и породистого папочку Чулпан. Чтобы добавить немножко плоти жизни в разряженную условную атмосферу фильма, режиссёр добавляет рождение недолго живущего ребёнка, заключение в психушку к главврачу – приятелю юности (Мераб Нинидзе), рождение следующего, уже нормального ребёнка. И всё это с какой, интересно, целью? Живая Чулпан рано или поздно настигнет кукольную и распотрошит её. И фильм, соответственно, закончится хеппи-эндом, герой и героиня снова неразлучники, что большая редкость для авторского кино.

Вот и дебютант в большом кино Артём Темников в фильме «Nocomment» рассказывает историю немецкого юноши, который стал жертвой обольщения исламских вербовщиков и оказывается в Чечне в банде лесных боевиков. Естественно, из рук он не выпускает камеру, просто как западный герой в фильме Балабанова «Война», где действие тоже происходит на Кавказе. Да и русский командир у Темникова весьма похож на балабановского Чадова. Режиссёр подробно вникает в морфологию обольщения и вербовки, где влюблённость в девушку-мусульманку рассматривается как инструмент влияния, а хорошо организованные молодчики из диаспоры готовы выполнить любое силовое задание, встать, например, на защиту «своего» немецкого юноши от задирающих его сверстников.

Фестиваль с каждым днём набирает обороты, впереди новые фильмы известных фестивальных режиссёров-брендов: Анны Меликян и Василия Сигарева, Александра Котта и Ивана Вырыпаева, режиссёров-дебютантов. В следующем номере я расскажу про самое интересное, что было в конкурсе, не оставлю без внимания и режиссёрский короткометражный дебют народной артистки России Татьяны Догилевой «Горизонт». А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram