Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

Такая вот властная женщина

, 09:13 ,

Заслуженная артистка России Маргарита ШУБИНА после окончания РАТИ получила приглашение на работу от многих театров столицы. Но выбрала Театр им. Моссовета, в котором служит до сих пор. Известность пришла к Маргарите после сериала «Неотложка», где она сыграла фельдшера «скорой помощи» Надежду. Затем было много других заметных ролей в фильмах: «Эшелон», «Бесы», «Сваты», «Дело гастронома №1», «Левиафан» и др. Недавно в Доме кино прошла премьера её авторского фильма «И был день...», где Маргарита выступила в качестве сценариста, режиссёра, продюсера и актрисы.

- Уникальность картины «И был день...» в том, что сценарий вы писали по реальным событиям собственной жизни, а в роли самих себя в фильме снялись ваш муж, дети, подруги-актрисы. Все сразу соглашались или кто-то сопротивлялся?

– Больше всех сопротивлялся мой муж. В фильме речь идёт о кризисе в семейных отношениях, о том, что любовь-страсть проходит, и стоит ли дальше жить вместе, когда всё угасает. Я не то чтобы долго уговаривала Влада, просто он не понимал, зачем всё надо. Потому что он артист, он привык играть роли. А тут – себя самого. Мужчины вообще сложно идут на такие эксперименты, женщины легче. Поэтому все мои подруги, понимая, что я пишу роли именно на них, согласились: Алёна Бабенко, Лена Дробышева, Елена Валюшкина, Юлия Рутберг, моя сестра Злата и другие. Фильм действительно снят по событиям, которые были в реальной жизни. Например, когда мы снимали актрису, мою подругу, которая режет вены, мы ей загримировывали настоящий шрам на руке…

– Почему вы снимали фильм целых пять лет?

– Съёмочных дней было 35. Всё остальное время занял постпродакшн. У меня не было никакой господдержки, никаких олигархов. Мне помогала Анастасия Муравьёва, моя подруга из Нижнего Новгорода, за что ей большое спасибо. Ну и свои кровные вкладывала. Снимусь где-то, заработаю – вкладываю в фильм, в озвучивание, ещё во что-то. Мы снимали в моей квартире, во дворе моего дома для достоверности, но и экономили, как могли. Когда нужно было, скажем, снимать засыпанную песком Москву, я покупала «геркулес» и гречку, и крупа летела под ветродуем, таким образом создавая нужную картинку.

– Мы увидим «И будет день...» в российском прокате?

– Это авторское фестивальное кино. Я, конечно, прикладываю все усилия, чтобы картину увидели люди, но в нынешних условиях попасть на экраны очень сложно. Нужен, наверное, какой-то невероятный блат, как говорили в советскую эпоху.

– Сразу вспоминается картина «Дело гастронома №1» о суровой советской действительности, когда блат открывал все двери, и где вы сыграли Галину Леонидовну Брежневу!

– Что касается Галины Брежневой, то в той картине я прежде всего хотела найти в ней человеческие качества. Она ведь была образованная, умная женщина. Все почему-то привыкли изображать её как-то комически, с рюмкой в руке. А я думаю, что судьба Галины – печальная и очень трагическая. Мне было интересно понять не то, как она выглядела – попасть внешне могут многие. А что она думала, о чём переживала. Я нашла в кинохронике её глаза. И кажется, поняла эту женщину. Сама предложила режиссёру Сергею Ашкенази добавить к сцене такой диалог. Мы по сценарию сидим с директором гастронома №1, которого гениально сыграл Сергей Маковецкий, выпиваем. Вдруг Галина говорит: «Ты знаешь, я, наверное, скоро уеду, насовсем». «Куда же, Галина?» – спрашивает директор Соколов, прекрасно понимающий, что дочь генсека никто никуда не отпустит. И она, тоже отлично это понимая, обречённо роняет: «Не знаю… Но давай выпьем за мой отъезд!» В этой фразе – всё её тогдашнее состояние и положение, по-моему…

– Вам удаются роли женщин, облечённых той или иной степенью власти. В «Левиафане» Андрея Звягинцева вы блестяще сыграли прокуроршу. Некоторые говорят, что режиссёр слишком «сгустил краски», описывая российскую провинциальную действительность. Каково ваше мнение?

– Мы снимали в посёлке Териберка, это три часа от Мурманска. Там действительно заброшенная инфраструктура, ничего не работает. Государство отказалось от этих мест и людей, предоставив им выбор: хотите оставайтесь, хотите нет. Кто остался, ловит там рыбу для собственного пропитания… Поэтому, я считаю, Андрей Звягинцев не совсем прав, если показал Териберку как образ всей России. И в Америке есть заброшенные места, как тот же город-призрак Детройт. В Мурманской области можно увидеть поселения с чистыми улицами, нормальными магазинами, домами культуры.

С другой стороны, Андрей – режиссёр мирового уровня, и это его художественное видение. И потом «Левиафан» – всё-таки фильм-притча. На мой взгляд, не совсем правильно вписывать Андрея в политику. Он снимал кино про непростую суровую жизнь, про несправедливость и неправедные суды, о чём все прекрасно знают. Всегда есть люди, которые борются с подобными язвами. Сие не значит, что Звягинцев не любит Родину, что он «заклеймил Отечество». Заметьте, «Левиафан» снимался в 2012 году, до трагических событий на Украине. Кто знает, может, Андрей сделал бы фильм по-другому, зная, что вот такое начнётся…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram