Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Завершился Каннский кинофестиваль, претендующий быть первым кинофестивалем мира, и назвал своих победителей. Если я, рецензируя фильмы, руководствуюсь соображениями их качества, то у высокого каннского жюри под руководством братьев Коэн при распределении призов, похоже, были и иные, возможно, мотивации. Иначе объяснить присуждение «Золотой пальмы» французу Жаку Одиару за средний фильм «Дипан» я не берусь. А приз за лучшую женскую роль, разделённый между Эмманюэль Берко («Мой король») и Руни Марой («Кэрол»)? Просто обхохочешься...
История ополченца из Шри-Ланки Дипана, перебравшегося в пригород Парижа с псевдоженой и псевдодочкой, конечно, вызывает сочувствие. И герою симпатизируешь, когда он защищает свои честь и достоинство. Однако у героя практически всё время одно и то же выражение лица, и если бы мы не знали, что он из Шри-Ланки, его честь и достоинство волновали бы нас в меньшей степени. Однако актуальность темы этнографической миграции вывела фильм в лидеры, и призовая политика фестиваля продемонстрировала в очередной раз: главный критерий оценки фильма – это наличие у него стремления улучшить нравственный облик человечества. То есть поощряется именно стремление, а насколько оно удалось – это уже второй вопрос. Если такого намерения нет, то в конкурс фильм ещё может попасть, а вот под раздачу призов – ни-ни! Поэтому итальянская картина «Сказка сказок» Маттео Гарроне, ослепляющая зрителя богатством изображения, остроумной вольностью нравов и парадоксальным сочетанием пламенеющей готики и доисторической фауны, думаю, просто сразу была вычеркнута из списка претендентов на призы. А фильм про беженца из Шри-Ланки был просто обречён на приз ещё до просмотра.
Среди наград Гран-при достался дебютанту из Венгрии Ласло Немешу, представлявшему фильм про холокост «Сын Саула», – пожалуй, самый справедливый. Режиссёр сумел передать маниакальность внутреннего мира героя, чья жизнь проходит среди бараков и газовых камер. Тема холокоста вообще на фестивалях беспроигрышная, а тут ещё и дебют. Очень правильно – надо поддерживать не только решение этнических проблем, но и поощрять кинематографическую молодёжь.
Сложно возразить и против приза за лучшую режиссуру фильму «Убийца» китайца Хоу Сяосаня, настолько там много красотищи. Но вот закономерность: когда в конкурсе фестивалей есть китайские картины, одна из них обязательно что-нибудь да получает. Попахивает геополитикой.
Между тем без приза остался отличный фильм Паоло Соррентино «Юность», где великолепно, впрочем, как всегда, сыграл Майкл Кейн. По сюжету он, известный европейский композитор и дирижёр, проводит время со своим другом, известным голливудским режиссёром Харви Кейтелем в прекрасном спа-отеле где-то в Нижних Альпах. Оба недавно отметили свои 80, и оба понимают, что впереди ничего хорошего им уже не светит. Но если Майкл Кейн завязал с творчеством, то Кейтель продолжает работать над режиссёрским сценарием нового фильма. К нему наведывается Джейн Фонда и со всего размаху рубит его отказом сниматься в его новом фильме в связи с нарастающей бездарностью последних никому не нужных работ бодрящегося старикашки. А Кейн не бодрится, напротив, он нарасхват, и представитель Её Величества упрашивает его продирижировать своей знаменитой кантатой перед Её Величеством и высшим обществом. Но композитор кобенится, потому что кантату он сочинил для своей жены и не хочет, чтобы кто-то другой её опошлил своим голосом. Жена же уже попорчена Альцгеймером, и тело её ведёт растительное существование в клинике с видом на печальный венецианский канал.
Хотя два друга гуляют вместе, жизнь их совсем разная, а гора, на которую взобрались они, вовсе не волшебная. Вокруг же резвится беспечная молодёжь. Приезжает потусоваться Мисс Вселенная и нагая, словно Афродита, вылезает из пены бассейна, оставляя наших старичков с отвисшей челюстью. Молодая голливудская звезда Пол Дэно, уставший от суеты Лос-Анджелеса, тоже подмигивает старичкам, ведя совершенно растительную жизнь, где между пятиразовым питанием есть время только на массажи, грязи, бассейны и прогулки днём и классические и эстрадные концерты вечером. Жизнь бьёт ключом. Одна пара, довольно преклонного возраста, трахается в лесу так остервенело, с криками, стонами и рычанием, что диву даёшься. Шутник он всё-таки, этот Соррентино! И гораздо интереснее Одиара. Но нет у него никакой политики, он получился о смысле жизни, – и этим, оказывается, фильм может «провиниться»!
Хорошо хоть приз жюри достался остроумному «Лобстеру» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, о котором я писал в прошлом номере. И хотя фильм относится к территории «арт-мейнстрима», на которой пасутся сами братья Коэн, они не прошли мимо очевидного конкурента. И это делает им честь. Давно не видел такого поучительного чёрного юмора и точно подобранных типажей артистов. А то, что юмор будет беспощадный и антиголливудский, стало понятно сразу после того, как Колина Фаррелла почти в первых кадрах заставили раздеться, и оператор выбрал именно такой ракурс, чтобы показать во всей красе придуманный специально для фильма его «пивной» животик. Боги мои, разве так можно поступать с нашим Александром Македонским? Да, актёр самоотверженно не щадит себя… но приз за лучшую мужскую роль остался во Франции и достался довольно однообразному Венсану Линдону.
Приз за лучшую женскую роль тоже остался во Франции, его получила Эмманюэль Берко за работу в фильме «Мой король» режиссёра Майвенн, где у неё довольно хлопотная роль. Ей надо играть несколько состояний: счастья и несчастья, здоровья и болезненности, молодости и лёгкого увядания, так что в принципе труд налицо. Но делить этот приз с Руни Марой из фильма «Кэрол», в котором сердечная подруга Кейт Бланшетт не играет ничего вообще, а просто хороша своим личиком? Да, сложное это дело, когда серёг меньше, чем сестёр, а если сестра ещё нестандартная, то получается, что она «сестрее» всех других.
В заключение хочется сказать, что ряд фильмов фестиваля будет у нас в прокате, поэтому ловите «Лобстера» Йоргоса Лантимоса (его могут назвать и «Омаром», кто их знает, этих фантазёров-дистрибьюторов), «Сказку сказок» Маттео Гарроне, «Юность» Паоло Соррентино. Не пожалеете. Ну а «Кэрол»… Права на «Кэрол» вроде никто не купил.
А теперь я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!