Аргументы Недели → Культура № 18(459) от 21.05.2015

КАННЫ-68: Сказка сказок

, 20:38 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! В разгаре Каннский международный кинофестиваль, и в его топку отборщики в этом году набросали довольно много смолистых дровишек. Есть чему гореть! Причём представлены все жанры: от всех оттенков чёрного юмора до социалистического реализма. Напомню, от обычного реализма он отличается неколебимой верой в светлое будущее. Тут всех обошла хозяйка фестиваля – Франция.

Так, в фильме, открывающем фестиваль (вне конкурса), «С высоко поднятой головой» режиссёра Эммануэль Берко в центре действия оказывается трудный подросток, без отца и с беспутной мамашей. Короче, лакомая добыча ювенальной юстиции. Она, воплощённая в фильме, в частности, судьёй Катрин Денёв, вырастает в фантастический социальный механизм, который не даст пропасть юному голодранцу. И хотя подросток уже всех достал своей агрессией по любому поводу, шаг за шагом система укрощает его, проявляя человеческую отзывчивость. Ведь она состоит не из бюрократов, а из людей, любящих своё дело. Это и Денёв, у которой в этом фильме нет милых слабостей, и Мажимель Бенуа, инструктор, который вовсе лишён пороков (а я-то думал…). В результате тинейджер встанет на правильный путь, а публика будет хлопать прекрасному социальному институту Франции, за который можно испытывать гордость. Если учесть, что режиссёр в молодости сама хотела стать ювенальным судьёй, то можно представить, что её реализм не чужд мечтательности.

Катрин Денёв в фильме «С высоко поднятой головой»

Показав нам своё искусство по «ту» сторону камеры, Эммануэль Берко перебирается по «эту» сторону, она ещё и актриса! Она снимается в главной роли у другой французской женщины-режиссёра по имени Майвенн в конкурсном фильме «Мой король». По сюжету её героиня ломает ногу во время слаломных игр, и весь фильм она эту ногу чинит в реабилитационном центре на берегу синего моря. Вокруг неё молодые пациенты разных национальностей, царит полный соцреалистический интернационал. Но главное – она вспоминает 10 лет, которые прожила вместе с распутным мужем. Боль душевная постепенно вытесняет боль физическую. А ведь так всё хорошо начиналось: её «склеил» в клубе страстный ресторатор Венсан Кассель. Сразу понятно, что Эммануэль Берко не скоро станет высыпаться по ночам. Причём удовлетворять свою похоть Кассель будет в разных акробатических позах, например, на столе для резки овощей на кухне в ресторане. После женитьбы и рождения ребёнка ситуация изменится, Кассель окажется коварным изменщиком, но страсти будут кипеть вплоть до финала. Эммануэль Берко в этом фильме весьма разнообразна, у неё много выражений лица, создан интересный характер. Интересно, получит ли она приз за лучшую женскую роль?

А Венсан Кассель в этот раз – главный герой-любовник фестиваля. В итальянском фильме Маттео Гарроне «Сказка сказок» он играет похотливого короля, который не заметил, что всю ночь провёл со старухой. Утром гневу его не будет предела, и старуху выкинут в окно замка. Но, зацепившись платьем за ветки в чаще, она плюхнется на землю голой красавицей. Жена другого короля Джона Си Райли – Сэльма Хайек никак не может забеременеть, и колдуны предлагают вырезать сердце у теплокровного дракона, который живёт в горном озере, сварить и съесть его. Экспедиция проходит успешно, но сварить сердце поручают молодой кухарке, которая беременеет от его паров. Так рождаются два мальчика-альбиноса, двойняшки от разных матерей. Причудливые замки, чащи, мхи, щетинистые скалы, водопады, а также шуты, клоуны, циркачи (есть даже танцующий русский мишка), уроды и уродцы и неподражаемые доисторические животные создают неповторимую атмосферу фильма, лишённого всякой морали. Зато он настолько занимательный, что хочется пересматривать ещё и ещё. Наверняка ничего не получит, потому что в фильме нет цели улучшить человечество.

Венсан Кассель в фильме «Сказка сказок»

Зато Нанни Моретти с фильмом «Моя мать» и виртуозной работой Джона Туртурро, играющего звезду, приглашённую сниматься в фильме на социальную тему, имеет шансы. Во-первых, блестящая роль Туртурро, вносящего в образ своего героя немножко Альцгеймера. Во-вторых, героиня и её брат проводят последние дни возле неизлечимо больной матери, забирают её домой из больницы и, наконец, закрывают глаза. Получился эффектный монтаж эмоций: от смеха до слёз.

О фильме третьего итальянца – Паоло Соррентино – «Молодость» расскажу в следующем номере, так как его ещё не показывали, а пока обращу внимание на одну закономерность. Часто на фестивалях звёзды представляют не один, а сразу два фильма. Кроме Касселя это, например, Джон Си Райли, который снялся у другого средиземноморского участника конкурса – грека Йоргоса Лантимоса в фильме «Омар». Этот англоязычный фильм представляет такую метаморфозу жанра чёрного юмора, когда вроде бы всё забавно, а потом не до смеха. Судите сами, герой Колина Фаррелла подпадает под юрисдикцию обычного с виду европейского города, согласно которой разрешено существовать только парам. Лишился «половины» – пожалуйста в «профилакторий», где у тебя 45 дней на выбор партнёра. Не обзавёлся – тебя трансформируют в животное (на вопрос «в какое?», герой сказал, что предпочитает омаров, отсюда и название фильма). Несмотря на шалости молодости, Фаррелл записывается к гетеросексуалам, и начинается выбор партнёрши. Находит вроде подходящую, даже эрекцию испытывает, но она оказывается гадиной и убивает из ревности его любимую собаку. Глазами героя мы видим порядки профилактория, где, например, строго запрещена мастурбация. И как раз Джону Си Райли в наказание за мастурбацию засовывают руку прямо во включённый тостер. Расправившись с гадиной, Фаррелл бежит в лес, а там свои порядки. Там правит бал лесная командирша, которая запрещает своим подопечным вообще испытывать чувства друг к другу. Зато разрешена и всячески поощряется мастурбация. Заметив, что Фаррелл влюбился и чувство его взаимно, она замышляет недоброе…

Эта антиутопия имела бы шанс, она интересная, она про разрушительные энергии, которые рождаются любыми крайностями, но клюквенный сок в этом фильме неожиданно превращается в кровь, а мы так не договаривались. Ведь что такое жанр? Это условия игры, о которых договариваешься перед игрой, а не во время игры. Тут грек что-то не просчитал, хотя сценарий очень интересный. Да и Колин Фаррелл, мистер Македонский, здесь предстал в герое в комическом виде. Например, режиссёр подчёркивает его пузатый животик, снимая крупным планом. Вообще независимые режиссёры обожают такие антиголливудские приёмы. Вот и главный гуру авторского кино Вуди Аллен, чей фильм «Иррациональный человек» был показан вне конкурса, снял своего университетского профессора в исполнении Хоакина Феникса в таком ракурсе, что трудно не заметить его брюшко. Забавно и то, что он не расстаётся с фляжкой виски, и при этом тётки, молодые и не очень, в нём души не чают. Убив судью с единственной мотивацией – совершить философский поступок, Феникс сразится с разоблачившей его студенткой-любовницей, и до последнего будет непонятно, кто же из них упадёт в открытую шахту лифта. Да, Аллен всегда непредсказуем.

А из конкурсных американцев два фильма вызвали противоположные чувства. Так, Гас Ван Сент скорее разочаровал своим «Морем деревьев», где герой МакКонахи ищет интересный способ покончить жизнь самоубийством. Его жена погибла на его глазах, жизнь утратила смысл. Но люди, которые считают себя метросексуалами, не могут выпить таблеток, перерезать вены или пустить себе пулю в лоб. Им нужно, чтобы было интересно прочитать об этом в глянцевом журнале. Вот он и покупает билет в один конец и летит в Японию, чтобы найти знаменитую долину смерти, где среди деревьев, скал и ручьёв находят путь в мир иной жители Страны восходящего солнца. Одного такого жителя он встречает по дороге и, слово за слово, испытывает к нему какое-то заботливое чувство во время бесконечных блужданий. Потом они расстанутся, и, когда герой захочет вернуться к живым, у него окажется мобильный телефон для связи со службой спасения. А когда он, спасённый, вернётся туда, где умер его знакомец, то под плащом найдёт не его тело, а цветок. Мораль: это был дух, чтобы спасти МакКонахи. Причудливо и затейливо.

А другой американский фильм режиссёра Тодда Хейнса «Кэрол», напротив, порадовал. Действие происходит в начале 50-х в Нью-Йорке, и фильм сразу погружает нас в его атмосферу. Кейт Бланшетт и Руни Мара создают ансамбль, который переводит конкретную чувственную историю в мелодию, где есть тема чувств, но есть и тема рока, судьбы. И эта мелодия перетекает из кадра в кадр, давая надежду и лишая её, открывая горизонты и сужая их, навевая печаль или награждая радостью. Очень поэтический фильм, пока лучший на фестивале. Но всё в руках братьев Коэн и высокого жюри.

В следующий раз я прокомментирую решения жюри и расскажу ещё о нескольких фильмах, которые будут показаны на этой неделе, а желающим увидеть счастливые лица победителей и полистать со мной дневник кинофестиваля советую 24 мая после 00:00 включить Первый канал и посмотреть «Тихий дом» на Каннском кинофестивале.

А сейчас я прощаюсь с вами, до свиданья, пока-пока!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram