В соцсетях продолжаются активные споры, посвящённые сериалу Константина Худякова «Однажды в Ростове». В фильме увлекательный сюжет и прекрасные актёрские работы. Мы встретились с народным артистом России, одним из ведущих актёров Ленкома Виктором РАКОВЫМ, сыгравшим в фильме одного из ростовских «фантомасов», бандита Владимира Толстопятова.
- Виктор, вам досталась роль нелепого и смешного бандита, которому постоянно не везёт. Как вы сами относитесь к своему персонажу?
– О бандитах Толстопятовых я слышал ещё с детства, мне казалось, что в них должно было быть воплощено мужское, суровое начало. А мне достался такой постоянно плачущий герой. Я один раз на съёмках поплакал, другой раз поплакал, потом говорю режиссёру Худякову: «Что это за бандит такой странный?» Но Константин Павлович мне сказал, чтобы я играл именно вот такого неудачника, на которого сваливаются всевозможные проблемы. Мне было очень интересно, хотя и непросто, уж слишком не похож этот немощный герой на меня самого. Но и положительные качества у него тоже есть: он маму свою любит, да и к остальным женщинам весьма неравнодушен.
– Одна из героинь произносит фразу: «Мы живём в аду». Мне кажется, её можно было бы сделать лейтмотивом фильма. Но не кажется ли вам, что авторы фильма несколько переусердствовали, всё-таки, наверное, не всё так плохо там было?
– Я думаю, что всё было примерно так, как показано в фильме. Хотя сам судить об этом не могу, эта история начинается в 1962 году, как раз в год моего рождения. Конечно, первые годы жизни я был полностью отгорожен от реальности своими родителями. У меня было счастливое детство, мир вокруг казался чудесным и прекрасным. Но когда я взрослел, то постепенно начинал понимать, что являюсь только винтиком в этой системе. Я пришёл в театр тогда ещё имени Ленинского комсомола, состоял в редколлегии. Но для карьерного роста необходимо было состоять в партии. Помню, моя первая жена сказала, что разведётся со мной, если я вступлю в партию. То есть она уже понимала, что это такое на самом деле.
– Фильм прошёл с успехом, но перед этим очень долго пролежал на полке. Как вы думаете, с чем это связано?
– Картина снималась в 2010 году по заказу канала «Россия 1». Думаю, у них были причины, по которым они не рискнули её показывать. Например, до меня доходила информация, что в верхах решили, что это антинародное кино. Но в 2012 году фильм дважды показали на Украине, и после этого он появился в Интернете.
– На ваш взгляд, так почему же сейчас его всё-таки показали?
– Потому что все права на ленту перешли Первому каналу, который, надо отдать ему должное, не побоялся поставить сериал в эфир. Хотя в последние месяцы положение осложнилось ещё и тем, что появились какие-то аналогии между событиями на Украине и тем, что показано в сериале. Но в любом случае я очень рад, что фильм показали. Честно говоря, я уже начал опасаться, что лента повторит судьбу «Мастера и Маргариты» (фильм Юрия Кары, где Виктор Раков сыграл роль Мастера, пролежал на полке 14 лет. – Авт.).
– Существуют разные версии, объясняющие выход фильма сейчас: говорят о том, что в ленте создаётся отрицательный образ Хрущёва, передавшего Украине Крым.
– Не думаю. Фильм снимался задолго до весны 2014 года. Кроме того, настолько серьёзны были события в Новочеркасске, что, по имеющимся у меня сведениям, Хрущёва могли даже судить, если бы он не умер в начале 1970-х годов.
– А как вы сами относитесь к присоединению Крыма к России?
– Я бы уточнил: не присоединение, а возвращение Крыма в Россию. Полностью поддерживаю это событие и считаю большой нашей победой. Убеждён, что Крым – это исконно Русская земля. За город Севастополь пролито столько русской крови, что его нахождение в составе Украины всегда казалось мне крайне странным. Впрочем, к актёрам, серьёзно рассуждающим о большой политике, я всегда относился со скептицизмом. Предпочитаю заниматься тем, что умею делать, в политику не лезу, на митинги на Болотной площади не хожу. И смотрю на жизнь с оптимизмом.
– Сейчас мы живём в атмосфере, которая становится всё более и более душной: то свиную голову к Театру Табакова подбросят, то какую-нибудь постановку запретят. Ощущаете ли вы всё усиливающуюся цензуру?
– Для меня на первом месте всегда стояла работа в театре и только потом – кино и телевидение. Всё, о чём вы говорите, нашего театра не коснулось. Захаров и в застойные времена был свободным художником, и сейчас остаётся таковым, а мы все идём за ним и очень в него верим. Взять одну из наших последних премьер «Вальпургиева ночь» по произведениям Венедикта Ерофеева – это очень смелый и свободный спектакль. Так что никаких ограничений свободы я не ощущаю.
– Я слышал даже такое предположение, что «Однажды в Ростове» попал в эфир, поскольку из-за кризиса показывать нечего.
– Нет, это не так. Уже готов к показу на Первом канале сериал про Екатерину Великую, в котором я играю Разумовского. Также в следующем сезоне будет показан и другой сериал, в котором я участвую, – «Алхимик. Эликсир Фауста», посвящённый алхимикам, тайным сообществам, погружающий зрителя в атмосферу загадочного Средневековья. Так что на телевидении запасы не истощаются. С кинопроизводством ситуация сложнее.
– Вас лично кризис коснулся? Доходы сильно упали?
– Доходы остались примерно такими же, как и были. А вот расходы увеличились. Я работаю на телеканале «ТВ Центр», где являюсь «голосом канала», вот там мне зарплату сократили на восемь процентов.
– Я обратил внимание, что в апреле в афише Ленкома 13 спектаклей с вашим участием. Не связано ли это с тем, что вы меньше снимаетесь и поэтому вынуждены больше работать в театре?
– У меня 16 спектаклей было в этом месяце. Это многовато, но я считаю, пока есть силы, надо работать. Это никак не связано со снижением моих доходов от съёмок, а просто так сложились обстоятельства внутри театра, и правильнее сказать, что это производственная необходимость.
– Фильм «Адвокат дьявола» заканчивается фразой: «Тщеславие – мой любимый грех». А вам тщеславие свойственно?
– Сейчас уже нет. Когда я начинал актёрскую карьеру, тогда, наверное, всё это – узнавание, известность, слава – мне было важно. Но я уже удовлетворил свои амбиции. А уличное узнавание с определённого момента начинает уже утомлять. Точно так же как и бесконечные автографы, которые берутся непонятно зачем и для чего.