Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Сегодня стартовал 68-й Каннский международный кинофестиваль, который позаботился, судя по программе, чтобы гостям и зевакам было нескучно.
Практически каждый день по красной дорожке будут проходить заморские звёзды первой величины, но и своих, то есть французов, фестиваль тоже не обидит. Например, впервые за 30 лет на открытии показывают фильм француженки Эммануэль Берко «С высоко поднятой головой» (до этого всё как-то сплошь шли фильмы режиссёров-мужчин). Своеобразие ситуации ещё и в том, что обычно фильмы-«открывашки» и фильмы-«закрывашки» выбираются с учётом мнения жён разнообразного начальства, которое любит приглашаться на фестивальные церемонии. А потому в почёте гламур, и желательно, чтобы с экрана мигали звёзды, как цветные лампочки в саду для гуляний. Тому пример хотя бы «Великий Гэтсби» в 2013-м или «Принцесса Монако» в 2014 году.
На этот раз руководство фестиваля решило презентовать поклонникам кино социальную драму про трудного подростка, считая эту проблематику универсальной и достойной глобальной аудитории в Каннах. Причём Берко, как и два года назад в Берлине в фильме «За сигаретами», в пару молодому гопнику приглашает главную международно известную европейскую звезду Катрин Денёв, и поскольку дуэт отвязного тинейджера и молодой бабули тогда сработал, то и на сей раз не должен подвести. Интригует участие в фильме Мажимеля Бенуа, который в своё время зажигал с Изабель Юппер в «Учителе музыки», – да так, что не каждому депутату это можно показывать. Впрочем, Юппер тоже будет блистать в этом году на красной дорожке, благо снялась в паре фильмов. Так, в фильме норвежского родственника датского гения Йоахима Триера «Громче, чем бомбы» у героини Юппер семейство обнаружит секрет её непростого прошлого, а у француза Жильяма Никло в «Долине любви» Изабель Юппер и её муж Жерар Депардье отправятся в Долину смерти, в которую их позвал в предсмертном письме их сын.
«Иррациональный человек» – Эмма Стоун и Хоакин Феникс
Смерть всегда была бодрой темой Каннского фестиваля. Известный делатель звёзд Гас Ван Сент (Ривер и Хоакин Фениксы, Киану Ривз, Николь Кидман, Мэтт Дэймон начинали в его фильмах) рассказывает историю про героя (Мэттью МакКонахи), который отправляется в долину самоубийц, чтобы последовать их примеру, но… Гас Ван Сент практически никогда не подводил своих поклонников, уверен, не подведёт и на этот раз.
Самой громкой неконкурсной англоязычной премьерой станет, конечно, фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости», причём покажут его не только в Каннах, хотя именно туда на красную дорожку соберутся звёзды-участники этого блокбастера. Фильм одновременно выходит во всём мире, но Шарлиз Терон будет всё-таки улыбаться зрителям, фотографам и операторам фестиваля в Каннах.
Однако репутацию блюстителя авторского кинематографа фестиваль в Каннах вернёт себе довольно быстро, потому что именно здесь состоится премьера нового фильма Вуди Аллена «Иррациональный человек». Интересно, как «зазвучит» под дирижёрской палочкой маэстро мятежный Хоакин Феникс? Конечно, гуру Вуди Аллен будет вне конкурса. В конкурсе же будут и ветераны, и молодёжь. Причём режиссёры из европейских стран всё чаще используют английский язык. Ведь иначе не получишь международных звёзд, и плакал международный сетевой прокат. Вот и грек Йоргос Лантимос свой фильм «Омар» снял на английском и пригласил самого Александра Македонского, то бишь Колина Фаррелла на главную роль. Интересно, что за блюдо такое приготовил англоязычный грек, дерзко назвавший свой фильм священным для каждого гурмана словом Lobster.
Любопытно также и чем порадует Тодд Хейнс, в фильме которого «Кэрол» снялась Кейт Бланшетт. В центре фильма её отношения с молодой героиней на фоне атмосферы Нью-Йорка 50-х годов прошлого века. Только что сыгравшая мачеху в «Золушке», где она была несколько скована жанром сказки, на сей раз Бланшетт должна, по идее, наверстать упущенные эмоции и обрушить на зрителя всё их богатство, чтобы героини фильма «Адель» отдыхали.
«Безумный Макс: Дорога ярости» – Том Харди и Шарлиз Терон
Не оставит без внимания конкурс Каннского фестиваля и фильмы своего средиземноморского соседа Италии. Здесь большие шансы у Паоло Соррентино, который доставил истинное наслаждение поклонникам кино своим предыдущим фильмом «Великая красота». На сей раз в фильме «Юность» он соберёт такой звёздный десант, что выдержит ли его натиск жюри под руководством братьев Коэн, большой вопрос. Судите сами – в одном флаконе тут и Майкл Кейн, и Джейн Фонда, и Харви Кейтель… Впрочем, другой каннский завсегдатай из Италии Нанни Моретти в фильме «Моя мать» снимает Джона Туртурро, а что такое Джон Туртурро? Если жюри – это замочная скважина, то Туртурро – это хорошо смазанный золотой ключик…
А вот русских в этом году в основных программах фестиваля не усматривается, хотя Сокуров со своей «Франкофонией» вполне был бы уместен как специальный показ.
Среди событий, мимо которых на Каннском кинофестивале пройти невозможно, это дебюты кинозвёзд в качестве режиссёров. В прошлом году довольно неудачно дебютировали, на мой взгляд, Амальрик и Гослинг. На сей раз «гулять так гулять» решила Натали Портман. Её фильм «Сказание о любви и мраке» ни с кем не соревнуется – это будет специальный показ.
В следующем номере я расскажу о том, кто и почему оправдал надежды, а кто нет, а через номер – прокомментирую призовую политику МКФ в Каннах-68. Через воскресенье любители кино могут полистать дневник фестиваля и в моей традиционной программе «Тихий дом» на Первом канале. А сейчас – пока, пока!