9 марта Лариса Ивановна ГОЛУБКИНА скромно, в кругу близких и друзей, отметила свой красивый юбилей. Все знают, что в её актёрской карьере определяющую роль сыграл блестящий дебют в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». С 1964 года и по сей день знаменитая актриса хранит верность Центральному академическому театру Российской армии. В кино Лариса Ивановна снимается избирательно. Редко, но метко: «Дайте жалобную книгу», «Сказка о царе Салтане», «Освобождение», «Трое в лодке, не считая собаки» и др. От души поздравив с прошедшим юбилеем, обозреватель «АН» задал актрисе несколько вопросов.
- Лариса Ивановна, это правда, что известный художник Константин Маковский рисовал картину «Русская красавица» с вашей бабушки?
– Я слышала об этом. Но свою бабушку Агафью видела от силы два-три раза и ничего толком о ней не знаю, кроме того, что она действительно славилась красотой. У неё лицо было очень интересное: нос с горбинкой, глаза миндалевидные, голубые. К сожалению, ни её фотографии, ни мои детские снимки с ней не сохранились – весь наш семейный архив погиб во время войны.
– Где прошло ваше московское детство?
– В районе Лефортово. Я там родилась, выросла. Лефортовский парк мне до сих пор снится… Сколько себя помню, я росла сама по себе. При том, что всегда активная была, общительная, но, если меня что-то увлекало, я не делилась ни с кем. Например, мне нравился лунный свет – он просто безумно меня притягивал. Помню, мне было лет восемь, я ездила в Калужскую губернию к родственникам. Когда мы ходили в лес за малиной, грибами, я находила там гнилушки, их, никому не говоря, приносила домой и прятала под кровать. А когда все засыпали, я лезла под кровать и смотрела на них: сыроватые гнилушки в темноте светились, как луна. Это был мой детский секрет!
– Ваш папа был кадровым военным. На ваш характер это как-то повлияло?
– Кроме того, папа был мастер спорта и чемпион ЦСКА по стендовой стрельбе. И охотник заядлый. Мы жили очень небогато. Пальто нет, ничего у нас нет, зато есть четыре дорогущих коллекционных ружья… Думаю, папин характер, его упёртость больше передались моей дочке Маше.
– Вы считаете, что для женщины упёртость – полезная черта?
– Для женщины в упрямстве ничего хорошего нет. Я считаю, девочку надо воспитывать женственной, мягкой. Я бы даже сказала, послушной – мудро послушной. Сейчас мы отпустили женщин в «свободный полёт», и поэтому множество семей разваливается. Если раньше мальчиков воспитывали с мечом в руке, то девочек – у очага с вышиванием, у плиты в кухонном переднике. И для меня сейчас нет ничего удивительного в том, что «упрямым и непокорным» женщинам их мужчины начинают изменять…
– Тем не менее при всём своём упрямстве ваша дочь Маша продолжила актёрскую династию, что вас, наверное, очень радует?
– Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Нет, конечно. А она в свои 14 лет вдруг снялась в фильме «Ребро Адама»… Понимаете, я специфически отношусь к актёрской профессии. Она требует неуёмного тщеславия, фанатического желания первенства. И чем дальше, тем больше. А у меня никогда не было таких амбиций. Может, потому что отец всё время талдычил про нашу работу, что это «такое позорище». Я не из тех, кто дерётся за роли, пробивает лбом любую стену, ставит режиссёрам и коллегам жёсткие условия. Наоборот, я отдаю всем с лихвой своё. Я не только про роли говорю. Вот не так давно сделала ремонт в квартире – и могу матрас отдать кому-нибудь хороший на кровать. Вам не нужно? Другой продаст, а я отдаю бесплатно.
– Недавно в Театре Российской армии была громкая премьера – ваш бенефисный спектакль «Ма-Мурэ». А чем наполнена ваша творческая жизнь помимо театра?
– Один-два раза в месяц обязательно куда-нибудь езжу с концертами. Например, не так давно прилетела из Мурманска – у меня там был вечер старинного романса. Что приятно, в зале было много молодёжи, особенно солдат, моряков. А самое главное – как они слушали! Обычно военные, когда им неинтересно, начинают зевать, переглядываться, а тут в конце все дружно встали и… Как они аплодировали! Я была в таком восторге! Думаю: Господи, значит, я ещё могу повлиять на молодёжь каким-то образом.
– Отдых в вашем распорядке жизни предусмотрен?
– Я езжу в Баварию или Швейцарию и отдыхаю там. Хожу в горы, но не на лыжах, а пешком, ножками – в день по нескольку километров. И так – 15 лет… В юные годы я не занималась спортом как сумасшедшая, но неплохо бегала, увлекалась художественной гимнастикой, настольным теннисом. Потом был сильно загруженный работой период, и я честно делала комплекс аэробики «Workout с Джейн Фондой». По 50 минут каждый день! Андрюша так просто переступал через меня, когда я на полу тренировала растяжку. Кстати, мне это очень помогло! А хождение вообще идеально подходит для моих энергии, темперамента, мировоззрения. Появляется столько свежих мыслей, всяких планов театральных, творческих. Конечно, ничего из них толком не осуществилось. Но фантазия-то живая! Регулярная ходьба даёт мне силы. Во всяком случае никогда не пойду по улице ссутулившись. Всегда расправлю плечи!