В США продолжается череда кинопремий, начатая в январе с «Золотого глобуса». Вслед за Ассоциацией иностранной прессы вручила награды актёрская гильдия. Очередь за гильдиями режиссёров и сценаристов. И конечно, «финал» – за «Оскаром».
Единственный россиянин в жюри первой кинопремии года – актёр, продюсер и режиссёр Александр НЕВСКИЙ рассказывает об обратной стороне «Глобуса», реакции на «Левиафан» и съёмках своей новой картины.
- Александр, чтобы справедливо оценить фильм, нужно для начала на него настроиться. Как вам это удаётся, когда за короткое время приходится отсматривать сотни работ?
– На просмотр действительно отводится всего два месяца – октябрь и ноябрь. В день иногда приходит от 10 до 15 скринеров (дисков с фильмами). Здесь полнометражные кинокартины, мультики, сериалы, телефильмы... Все сериалы, разумеется, невозможно посмотреть целиком: многие отсеиваются сразу после пилотной серии. Что же касается фильмов, то я фанат кино. И с удовольствием смотрю по нескольку картин в день. Я легко перестраиваюсь, впечатления не перебиваются.
Церемония этого года стала особенной для России, так как награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» завоевал «Левиафан» Андрея Звягинцева. За то время, что я состою в жюри премии (с 2002 года), это первый отечественный фильм, взявший «Глобус». Победа очень позитивно сказалась на кассовых сборах. Только в США картина заработала уже почти 400 тысяч долларов, американский зритель ею заинтересовался. И это очень позитивно влияет на имидж России за рубежом.
– Под этим, увы, подпишется далеко не каждый. Режиссёру здорово досталось от соотечественников, обвиняющих его в дискредитации России. В том, что показал неблаговидную изнанку нашей жизни. Вы как относитесь к таким обвинениям?
– Во-первых, Звягинцев снимал не документальный, а художественный фильм. И оценивать надо соответствующе. Как художественное произведение, а не реальную историю. Негатив есть всюду – возьмите американские картины. Скорсезе получил «Оскар» за фильм «Отступники»: там кровища, бандиты, убийства, несоблюдение законов, мат... Но это же не значит, что перед нами американская норма жизни! То же самое с «Левиафаном». А упрёки в конъюнктурности тем более беспочвенны: фильм начал сниматься несколько лет назад. Задолго до обострения политической ситуации. И нигде в американской прессе я не видел материалов в стиле «посмотрите, как всё у них плохо! Фильм заслуживает одобрения за такой подход».
– Кто из лауреатов «Глобуса» стал вашим фаворитом?
– Я рекомендую читателям посмотреть фильм «Бёрдмен» с Майклом Китоном в главной роли. Это потрясающая картина, где режиссёру удалось пройти по узкой грани непростой артхаусной картины и развлекательного кино. Китон играет актёра, который двадцать лет назад, после роли человека-птицы, был суперзвездой. Но, отказавшись сниматься в сиквелах, потерял всё. И сейчас хочет заявить о себе как о настоящем драматическом артисте, показать, что для него всё только начинается.
Эта история очень личная для самого Китона. Он также играл супергероя – Бэтмена в двух фильмах Тима Бёртона и отказался от продолжения. Его перестали приглашать крупные киностудии. И двадцать с лишним лет спустя актёр сыграл в «Бёрдмене» Иньярриту и получил «Глобус». Он так расчувствовался на церемонии...
Китон был первой знаменитостью, с которой я столкнулся лицом к лицу – в обыкновенной кофейне, когда только переехал в Голливуд. Помню свой восторг, ведь передо мной был человек-легенда, живой супергерой! Я очень надеюсь, что вслед за «Золотым глобусом» и Премией гильдии актёров США в копилке Китона окажется «Оскар». Это абсолютно заслуженно.
– А ваша миссия в Голливуде продолжается? По-прежнему играете хороших русских?
– Конечно. В марте начинаются съёмки моей новой картины – «Разборка в Маниле». Это первый настоящий нон-стоп экшен от Александра Невского. В фильме лихо закрученный сюжет. Сценарий написал Крэйг Хаманн, работавший вместе с Квентином Тарантино.
Благодаря «Неудержимым» Сильвестра Сталлоне наконец-то вернулась мода на боевики, которые берут не спецэффектами, а действием, неожиданными сюжетными поворотами, актёрской игрой. Мне удалось собрать очень крепких актёров, которые по своему уровню могут потягаться со звёздами из «Неудержимых». Это Маттиас Хьюз («Конан»), Каспер Ван Дин («Звёздный десант»), Кэри Тагава («Смертельная битва»), Тиа Каррере («Правдивая ложь»), Дон «Дракон» Уилсон («Кровавый кулак») и другие. «Разборка в Маниле» – режиссёрский дебют Марка Дакаскоса. А все боевые сцены ставит его отец – Ал Дакаскос (он был близким другом и партнёром по тренировкам Брюса Ли).
По сюжету двое частных детективов (Александр Невский и Каспер Ван Дин. – Прим. ред.),работающих в Маниле, нападают на след международного террориста. Его лагерь в джунглях охраняет целая армия наёмников. Подозревая местную полицию в коррупции, детективы собирают своих друзей, чтобы вместе уничтожить преступников.
Кто бы мог подумать, что к моменту съёмок в полный рост встанет призрак холодной войны между Россией и США. Но в моём фильме русский детектив работает рука об руку с американским коллегой.
– Вы думаете, российские и американские зрители это примут?
– Однозначно. Ведь я не делаю политическое кино. Моя политика – создание развлекательных картин, в которых разрушаются стереотипы. В голливудских фильмах наших вечно показывают злодеями и уродами. Один из свежих примеров – «Великий уравнитель» с Дензелом Вашингтоном. Там русские совершенно карикатурные. Для меня важно, чтобы иностранные зрители увидели нас не тупыми и нелепыми, а нормальными адекватными людьми, какими мы являемся на самом деле.