Сегодня в Берлине открывается 65-й Международный кинофестиваль – один из трёх китов, на которых стоит художественное кино в современном мире. Вторые два кита (Канны, Венеция) ещё всасывают кинематографический планктон, чтобы во время переваривания определить немногих лучших. Фестивальные кураторы «пасут» новые фильмы так называемых режиссёров-брендов. А Берлин свой выбор уже сделал, и он впечатляет.
Да, он может похвастаться своими режиссёрами-знаменитостями, причём они участвуют в конкурсе! Это Терренс Малик с психоделическим «Рыцарем кубка», это Вернер Херцог с победоносной «Королевой пустыни» и Питер Гринуэй с просто родным «Эйзенштейном в Гуанахуато». А начинается фестиваль с показа конкурсного фильма «Никому не нужна ночь», в котором льды Гренландии должны просто растаять от страстей храбрых женщин начала прошлого века, влюблённых в одного мужчину.
Обе актрисы, борющиеся за сердце короля Арктики, известны любителям кино. Это Жульет Бинош («Английский пациент») и Ринко Кикути («Вавилон»). Интересно, как столкнёт их героинь страстная испанка Койшет, которая была в разных программах Берлинале, в том числе конкурсных, уже 6 раз.
Среди конкурсных лент особенно жду «Под электрическими облаками» Алексея Германа. Для А. Германа начинается новая жизнь, потому что доселе он был лицом фестиваля в Венеции, неоднократно награждавшего его призами, причём дважды «Золотым львом» – за «Гарпастум» и «Бумажного солдата». Теперь из бархатной Венеции он попадает в довольно жёсткий Берлин (один тяжеловес Малик чего стоит!). Но есть надежда, что председатель жюри, автор «Рестлера» и «Чёрного лебедя», Даррен Аранофски, наградивший, будучи тоже председателем жюри в Венеции в 2013 г., золотом русский фильм «Фауст» Александра Сокурова,будет смотреть фильм по крайней мере доброжелательно. Это важно, ведь я помню, что когда Сокуров решил выскочить из каннской зоны влияния в 2005 г. и отдал свой фильм «Солнце» в конкурс Берлина, то тогдашнее жюри его совсем проигнорировало, решив, видимо, что фильм слишком тёмный. Жюри предпочло отдать «Медведя» южноафриканскому дебюту, который, понятное дело, был довольно светлый. Премьера фильма состоится 10 февраля, и я расскажу вам о нём в следующем номере. Пока же скажу, что Берлин, долгие годы игнорировавший русский кинематограф, в этом году просто вышел из берегов, его словно прорвало. Кроме фильма А. Германа в конкурсе русское кино будет здесь представлено во всех программах фестиваля. Это и «Пионеры-герои» Н. Кудряшовой во второй по значению программе «Панорама», это и «Чайки» Эллы Монжеевой в программе «Форум», и даже отечественные фильмы в специальной секции для подростков «Поколение 14+».
А вот ветеран Вим Вендерс новый фильм «Всё будет хорошо» будет показывать вне конкурса. Свою психологическую драму он оснастил такими интересными лицами, как Джеймс Франко и Шарлотта Генсбур, так что, уверен, в следующем номере будет что рассказать об этом, как всегда у Вендерса, небанальном фильме.
Кстати, Джеймс Франко на этом фестивале по красной дорожке пройдёт несколько раз. Он ведь у режиссёров оказался просто нарасхват. В роли фатального любовника он сыграет в историческом фильме Вернера Херцога «Королева пустыни», после встречи с которым героиня Николь Кидман отправится эту пустыню покорять, чтобы восстановить на Среднем Востоке влияние Британской империи после Первой мировой войны. Наверное, встреча с Джеймсом Франко даст ей хорошее ускорение.
Другой звездой фестиваля будет Кейт Бланшетт, которая снялась и у Терренса Малика, и в «Золушке» компании Disney, режиссёр Кеннет Брана. Многобюджетная «Золушка» будет показана, разумеется, вне конкурса. Если в «Золушке» у Кейт Бланшетт роль уже несколько характерная – она играет мачеху героини, – то в фильме «Рыцарь кубка» Малика она вроде бы должна быть ввергнута в пучину страстей, потому что небезразличный ей мужчина, герой фильма (Кристиан Бейл), поглядывает в сторону Натали Портман явно недвусмысленно. Впрочем, наверняка у Малика (все помнят его заумное «Древо жизни») одной лирикой дело не ограничится, и он явно что-то намудрит о цели и смысле жизни. Впрочем, ждать осталось недолго – через неделю всё расскажу.
А вот о новом фильме культового режиссёра Питера Гринуэя («Повар, вор, его жена и её любовник») под названием «Эйзенштейн в Гуанахуато» я расскажу через номер, так как он будет показан уже после подписания в печать следующего номера. А рассказать будет о чём – ведь Гринуэй берётся показать нам, какое значение имела для личной и творческой жизни поездка в Мексику легендарного советского режиссёра, справедливо признанного кинематографическим гением человечества.
Естественно, фестивали класса люкс не только гарантируют нам беспроигрышные впечатления, но и экспериментируют, открывая новые имена. И если что-то «зацепит» на этот раз, то обязательно расскажу.