Елену ВАЛЮШКИНУ зритель помнит по роли трогательной Марии Ивановны из фильма Марка Захарова «Формула любви». Но прошло ровно 30 лет, и она снялась в роли мамы невесты в фильмах «Горько» и «Горько 2» ученика Марка Анатольевича Жоры Крыжовникова. 30 лет отдала Елена Викторовна Театру имени Моссовета, где сыграла более 30 главных ролей, долгое время отказываясь от кино- и телепроектов, о чём сожалеет. С актрисой нашему корреспонденту удалось побеседовать на VII Международном кинофестивале «Восток-Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге, где она входила в состав международного жюри. Валюшкина вполне имеет на это право, так как родилась в Германии и владеет тремя иностранными языками.
- Елена Викторовна, вам понравилось «жюрить»?
– Я киноман, могу смотреть по шесть фильмов подряд. В перерывах собираю отзывы на «Горько 2», уже половину ленты отфрендила. Не приемлю, когда пишут, что это «быдло-фильм» для «быдло-людей», таких сразу вычёркиваю.
– Мне второй «Горько» больше понравился.
– Так многие говорят. Мы на съёмках долго соображали, что у нас за фильм. Решили, что по стилистике это синтез: Крыжовников – Феллини – Кустурица. У меня поначалу было ощущение дежавю, ломала голову, кого же мне Андрей Першин (он же Жора Крыжовников. – Авт.) так сильно напоминает. Оказалось, он ученик Марка Захарова, в ГИТИСе у него на курсе учился. Он чувствует и понимает, как должен существовать актёр в кадре. В «Горько 2» нет ни одного компромисса.
– В сценарии у вас ничего не вызвало протеста?
– Сценарий настолько мой, он так на меня лёг! Мы его читали пять часов кряду, так как чтение то и дело переходило в гомерический хохот. В проект попали люди, существующие на одной волне с режиссёром. Мы все – абсолютно из этой истории, нам ничего не надо было объяснять.
– Весь фильм главные герои таскают гроб с вашим «мужем». Вы же не выпускали из рук люстру...
– У тех, кто смотрел «Горько», не возникает вопросов, почему моя Татьяна с люстрой. Это абсолютно по-бабски. Они купили её в Дубае, и она таскает её повсюду как напоминание о былой роскоши. Помню, два года назад мы в Хорватии попали в страшный ураган: море поднялось, коляски летали, деревья падали на крыши. Я кричала детям: «Хватайте самое необходимое!» Дочка Маша побежала спасать надувного дельфина…
– По вашему мнению, фильм «Горько 2» на какую публику рассчитан?
– К сожалению, кино никого ничему не учит, не исправляет, не обучает, а только развлекает. Конечно, хорошо, когда в сюжете заложены какие-то умные мысли. За полтора часа фильма невозможно изменить в человеке то, что он не смог сделать для себя за всю свою жизнь. Я вас умоляю! Чтобы зритель задумался о каких-то вещах, испытал катарсис после фильма, он должен быть подготовлен.
– В Оренбурге вы сбежали с одного конкурсного фильма, что не красит члена жюри!
– Меня всё раздражало в этом азербайджанском фильме «Чёрно-белые ночи». Мне сказали: «Ты была обязана остаться», но я просто начала чесаться. Например, я совершенно не могу смотреть фильмы Константина Лопушанского, особенно эти его «Гадкие лебеди». С трудом высидела французско-израильскую фантастическую драму «Конгресс». Тяжело, когда половина фильма – мультики. Хотя, думаю, было бы полезно показывать эту ленту в школах, чтобы отпугнуть детей от наркотиков. Для меня главное в кино – чтобы не было скучно. Так что работа жюри действительно сложная. Если фильм неудачный, я начинаю видеть все недостатки до единого, даже как актёр вспоминает текст в кадре.
– Жора может стать современным Гайдаем?
– Он уже снял, как минимум, два хороших фильма. Что будет дальше, никто не знает…
– Какие роли вам предлагают после «Горько»?
– Отснялась недавно в Балаклаве в боевичке для НТВ «Час сыча». Режиссёр – Владимир Янковский, родной племянник Олега Ивановича. Анна Эйбоженко четыре месяца уламывала меня сняться в этом телемувике. Когда поняла: мне там есть что делать – согласилась. Тем более такой партнёр достался – Евгений Сидихин! Во время съёмок Жене 50 стукнуло. Весело отметили. По роли – он мой муж. Кстати, в этом детективе я впервые в жизни «стала» бабушкой – нежной и трогательной. А то всё мам играла.
Параллельно снималась в сериале для Первого канала «Мужики и бабы» по роману Бориса Можаева. 1929 год – у меня роль активистки, комсомолки, девушки лёгкого поведения, зажигательной Фешки Сапоговой.
– Разве может играть комсомолку бабушка?
– В кино могу играть роли от 20 до 60. Шесть лет назад играла такую тётеньку, хотя было немного за 40. Я – женщина без возраста.
– И молодая мама…
– Васе – 17, Маше – 11. Они у меня поздние. Машу я в 40 лет родила. Не верьте, когда говорят, что поздние роды омолаживают, враньё. Последние силы уходят.