Широкому зрителю Андрей ИЛЬИН известен прежде всего по роли Лёши Чистякова, мужа Каменской из одноимённого сериала. Но были у актёра и другие замечательные работы: «Анкор, ещё анкор!», «Красная капелла», «Московская сага», «Ковчег», «Пушкин. Последняя дуэль», «Братья Карамазовы», «Алхимик» и др. В 2006 году Андрей Ильин ушёл из МХТ им. Чехова. Однако и сейчас он всё время на сцене, играет в различных антрепризных спектаклях. А также остаётся очень востребованным актёром в кино.
- Андрей, вы часто бываете на гастролях. Скажите, Украина сейчас – абсолютно потерянный рынок для российской антрепризы?
– Думаю, пока да. До известных событий мы выезжали в украинские города со спектаклями раз в два месяца, а может, и чаще. Одесса, Днепропетровск, Харьков, Киев. В Киеве мы были последний раз дня за три до смены власти. Проезжали через баррикады, я думал, что долго это продолжаться не может, власти пойдут людям навстречу, будет какое-то послабление в законах, и митингующие разберут завалы и разойдутся по домам. Но видите, чем всё закончилось… Поэтому не так давно я был инициатором отказа от гастролей в Харьков. Не захотел туда ехать, потому что и там начались какие-то провокации…
– Вы в Украине много снимались в кино. Сейчас там российские актёры заняты в каких-нибудь проектах?
– Я там действительно часто снимался – например, в замечательном проекте «Чужие души», где играл главную роль, а также «Реквием для свидетеля» и др. Не хочу нагнетать, но сейчас нас там не любят – так сработала пропаганда. А слухами земля полнится, и я бы не хотел, чтобы мне там, на Украине, кто-то что-то высказывал – на фоне войны, где люди гибнут непонятно за что. У меня вообще позиция, что артистам не надо сильно увлекаться политикой. И мне очень обидно, когда кто-то из украинских артистов начинает негативно высказываться в адрес России, хотя мне также не нравится, когда наши актёры начинают своих собратьев поливать. Давайте сделаем паузу, время всё рассудит и расставит по местам!
– Было когда-нибудь так, что вы оставались совсем без работы, без средств к существованию?
– В середине 90-х я расстался с первой женой, за съёмное жильё надо было платить, и я «бомбил» по ночам. Садился в машину и ездил по городу. Однажды подвозил молодого артиста, который тогда как раз активно снимался в кино. Я готов был сквозь землю провалиться! А его ещё пришлось везти очень далеко, в Орехово-Борисово. Я отворачивался, не хотел, чтобы этот актёр меня узнал. Хотя почему я должен был стыдиться этого? Разве лучше с голоду подыхать? Всё было. Я и какие-то ящики, коробки таскал. Слава богу, сейчас у меня совсем другая жизнь и много настоящей актёрской работы.
– В новом фильме Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония» вы играете музыканта в возрасте, который вступил в некий мезальянс с молодой девушкой. А в жизни вы можете найти общий язык с юным поколением?
– Почему нет? Я нахожу с молодёжью общий язык. Они, конечно, другие, многое недоговаривают, что-то скрывают, но в них я узнаю себя, пусть и 35-летней давности. Мы тоже имели свои секреты и тайны, у нас была своя параллельная жизнь. Но есть, наверное, и такие ситуации, когда молодёжь вообще не хочет идти на контакт со старшим поколением. Как Гамлет говорит – «порвалась связь времён». Где-то она прерывается, где-то опять налаживается. Сейчас сложное поколение. Кажется, что мы их где-то не догоняем, что мы где-то отстали. Я, например, не так сильно дружу с компьютером, как они.
– А вы видите какую-то опасность в том, что молодёжь с головой ушла в Интернет – они там общаются, знакомятся, смотрят кино, фактически живут там?
– Не хочу показаться ретроградом, но, конечно же, хочется, чтобы они больше книжек читали, а не узнавали мир через компьютер. Да, в этом есть определённая опасность – страх жить в реальности, со всеми проблемами, трудностями, бедами. Сам я, повторяю, Интернетом не увлекаюсь. К стыду своему, я даже не всегда отвечаю на письма! Как-то пытался найти в «Одноклассниках» своих армейских друзей, но они не ответили. Иногда нахожу там одноклассниц. Я оканчивал школу в Нижнем Новгороде, и на сайте вижу знакомые лица. Конечно, узнать их довольно трудно, но ещё возможно. А мы ведь тоже не молодеем. Да, глаза остаются те же, а вот что наросло вокруг глаз – тут уж ничего не поделаешь!
– Похоже, вы сентиментальный человек?
– Не вижу в этом ничего плохого. Сентиментальность – это и повышенная восприимчивость, и сопереживание, и мечтательность. Что в этом плохого? Да, с точки зрения какого-нибудь люмпена сентиментальность – это, наверное, тоже слабость, но я не считаю проявлением слабости слёзы, которые появляются у меня на глазах, когда вижу детей или смотрю какую-то картину или спектакль. Это есть высшая сила и настоящее счастье, когда в зрительном зале испытываешь подобные чувства. За этим мы и приходим в театр как зрители. Для этого я выхожу на сцену как актёр.