Петербургская филармония имени Дмитрия Шостаковича традиционно открыла сезон 25 сентября – в день рождения композитора. Уже несколько лет подряд филармония в каждом сезоне предлагает публике не только концерты выдающихся музыкантов, но и самые разные события и новшества, музыкальные абонементы, способные привлечь молодую и неискушённую публику. Уже несколько лет участвует филармония в Ночи музеев и стала одним из самых популярных мест этого общегородского события. Многие именно в Ночь музеев приходят в филармонию впервые.
Возродили в филармонии и традицию общедоступных концертов. Первое время их устраивали в Бетховенском фойе для всех желающих бесплатно – но их было слишком много, и пространство фойе всех не вмещало. Решили заранее записывать через сайт – тот стал зависать, не выдерживая нагрузки. Теперь за посещение общедоступных концертов взимается минимальная плата – 200 рублей.
Ленинградцы старшего поколения помнят прямые трансляции концертов из филармонии по Ленинградскому радио – это было нашей городской традицией. Ныне благодаря современным технологиям аудиторию слушателей можно значительно расширить. В филармонии завершается подготовка к запуску проекта онлайн-трансляций из Большого зала. На первом этапе они будут проводиться раз в месяц, а доступ к трансляциям и их архиву будет возможен за символическую плату – от 30 до 50 рублей в месяц.
В новом сезоне решено продолжить знакомить слушателей с замечательным музыкальным инструментом – органом, установленным в Большом зале. Этот орган некогда украшал актовый зал нынешнего Института акушерства и гинекологии имени Отта. Именно при Дмитрии Отте – замечательном акушере – было придумано, чтобы у каждой кровати роженицы был установлен телефон, и женщины могли слушать органную музыку. После революции ни о каких органных концертах для рожениц и речи быть не могло, долгие годы молчавший орган в 1931 году передали в филармонию. Ныне после органных концертов заранее записавшиеся на экскурсию слушатели смогут подняться на сцену Большого зала, рассмотреть орган, послушать его историю и историю этих музыкальных инструментов в Петербурге. В минувшем сезоне первую такую встречу уже опробовали, причём тогда была предусмотрена экскурсия внутрь органа. Теперь от посещения глубин инструмента решено отказаться ради его сохранности.
Вместо путешествия в тесные глубины органа филармонических слушателей отныне приглашают в подвалы под сводами Большого зала. Там, где некогда были лишь трубы коммуникаций и периодически стояла вода, появилось выставочное пространство – уже открыта выставка театрального фотографа Виктора Васильева «Дирижёры: магия жеста. Репортажные снимки из Большого зала Филармонии». Здесь же камерное концертное пространство на 55 мест, уже стоит рояль. За чашкой чая и кофе будут проходить лекции перед концертами и встречи с музыкантами. «У человека, никогда не бывавшего на концертах классической музыки, может существовать некий психологический барьер или предубеждение, которое мешает переступить порог филармонического зала, – считают в филармонии. – Многим кажется, что классическая музыка слишком сложна, или неискушённые слушатели боятся почувствовать себя глупо, оказаться в неловком положении. Лекции перед концертом и встречи с выдающимися музыкантами в неформальной обстановке призваны разрушить эти барьеры». Первая лекция состоялась как раз в день открытия сезона – 25 сентября.
Фестивальная программа филармонии в новом сезоне не менее яркая, чем концертная. Правда, традиционный фестиваль «Площадь Искусств», который первоначально проходил под эгидой перекрёстного Года России в Великобритании и Великобритании в России, этого посвящения по известным политическим причинам лишился. Но, как отмечает заместитель художественного руководителя филармонии Евгений Петровский, «английский акцент фестиваля остался». Откроется фестиваль программой, составленной из произведений выдающихся британских композиторов Элгара и Бриттена, также состоится концерт музыки Эндрю Ллойда Уэббера, причём с российской премьерой одного из произведений – это предложил сам британский композитор.
Выступлением Мариса Янсонса откроется летний фестиваль «Музыкальная коллекция» в конце мая 2015 года, а художественный руководитель Петербургской филармонии маэстро Юрий Темирканов в этом сезоне восемь раз встанет за дирижёрский пульт в Большом зале. Юрий Хатуевич на вопросы, почему его так редко можно увидеть в родных стенах, говорит о насыщенной концертной программе по всему миру.