Янина МЕЛЕХОВА стала известной после фильма Валерия Тодоровского «Стиляги» (в титрах – Яна Буйко). Однако голова у только что переехавшей в Москву белорусской девушки не закружилась. Она продолжала работать в Театре на Покровке, параллельно снимаясь в кино и сериалах: «Новая жизнь сыщика Гурова», «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Охотники за бриллиантами». Своей лучшей работой Янина считает роль в фильме «Война», за которую получила приз на Международном кинофестивале им. С. Герасимова. Наш разговор с актрисой произошёл на съёмочной площадке новой картины Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония».
- Янина, что у вас за роль в новом фильме Бориса Грачевского? В чём её изюминка?
– Моя героиня Юля, простая провинциальная девушка, волею случая попадает в загородный дом знаменитого исполнителя Кирилла Краснина, которого играет актёр Андрей Ильин. Между музыкантом и Юлией внезапно завязываются отношения. Кирилл меняется, меняется и Юля, ведь взрослый, опытный, успешный мужчина даёт ей шанс изменить свою судьбу… Для меня это совершенно новый образ. В театре я, как правило, играю лирических героинь. В детских спектаклях – наоборот, разные характерные роли.
– Чем вам помог на съёмочной площадке взрослый и успешный актёр Андрей Ильин?
– С ним было легко работать. Но чем мне Андрей Епифанович мог помочь? Вряд ли он общался с такими девчонками, как моя героиня, в жизни. Скорее мне бы подсказала что-то дельное какая-нибудь дворовая «пацанка». Хотя я и сама из провинциального белорусского городка Борисова, в ранней юности была неформалкой, водилась с волосатыми парнями. Гитары, рваные джинсы, ночи до утра… Так что свою героиню я как-то представляла. На съёмочной площадке мне подсказывал только режиссёр, который чётко знал, чего хочет. Актёр вообще не должен подсказывать другому актёру – это моё глубокое убеждение.
– Ваша героиня вступила в мезальянс с человеком, неравным ей ни по возрасту, ни по социальному статусу. Как вы в жизни относитесь к подобным парам, к тому, что молодая девушка, например, выходит замуж ради денег?
– Я не приветствую подобные мезальянсы, считаю, что настоящая любовь, если и встречается в такой паре, то очень редко. Допускаю, что может быть влюблённость в талант, даже если это талант бизнесмена. Её мужчину все уважают, девушке это приятно… Сама я к богатству отношусь спокойно. Даже иногда жалко наших миллионеров – им же больше нечему радоваться! К такому богатству я не стремлюсь, хотя наша семья жила в Борисове довольно бедно. Мама у меня хореограф, папа – главный режиссёр Борисовского любительского театра, лучшего любительского коллектива в Белоруссии, завоевавшего все возможные призы. Однако у папы была такая смешная зарплата… Когда я приехала в Москву, первое время даже не знала, где буду ночевать, деньги только на проезд и пирожки – по 80 рублей в день. Я устроилась в Театр на Покровке, где получала около пяти тысяч в месяц. Короче, я девушка неизбалованная, и муж у меня не олигарх. Не так давно мы купили маленькую квартирку, воспитываем полуторагодовалую дочку и рассчитываем только на себя.
Понимаете, большинство наших людей выросли с чувством, что им кто-то чего-то должен. Родители должны до самой своей смерти кормить и поить. Государство должно всю жизнь содержать. В моей жизни этого чувства не было никогда, даже в детстве. Я всегда училась на отлично, школу окончила на пятёрки, параллельно ходила на танцы, в цирковую студию, занималась акробатикой, пела, вела в городе разные концерты. Позже, пропадая целыми днями на репетициях и спектаклях в Театре на Покровке, всё время искала подработку. Мы с родной сестрой создали прекрасный танцевальный дуэт, много выступали по столичным клубам, и я не стыжусь этого, а горжусь…
– Кстати, умение отлично танцевать, наверное, и послужило вам пропуском в знаменитую музыкальную картину «Стиляги»?
– Отчасти да. Дело было так. Я только переехала в Москву, в середине октября побывала дома и возвращалась на машине в Белокаменную. Я уже работала в театре, снялась в какой-то рекламе, но в кинопробах нигде не участвовала, сама никаких ролей не искала. И тут мне звонят и спрашивают: «Можете приехать сегодня на пробы?» Как потом выяснилось, кто-то из Театра на Покровке показал мои фото кастинг-директору «Стиляг». До Москвы ещё было далеко, 400 километров. «А когда?» – спрашиваю я, думая, что меня зовут на очередной кастинг по рекламе. «Через три часа сможете?» – «Ой, нет, не успею… А какая реклама?» – уточняю. «Не реклама, а фильм Тодоровского». – «Блин, успею!» – закричала я и так ударила по газам, что думала – сейчас взлечу! Приехала ненакрашенная, растрёпанная. Помню, продюсер картины спросил осторожно: «Надеюсь, вы понимаете, это настоящая роль, а не просто танцы?» «Вообще-то, по образованию я актриса», – ответила я. Но про себя подумала, да и сейчас часто думаю: «Господи, а ведь именно танцы помогли мне выжить в Москве!»