Привет, дорогие читатели «Аргументов недели» и зрители «Тихого дома»! На этот раз нас порадует своими находками 49-й кинофестиваль в Карловых Варах. В его программах довольно громко звучала русская речь. Причём главный приз в программе «На Востоке Запада» достался русскому фильму-дебюту режиссёра Ивана Твердовского «Класс коррекции».
В этом фильме рассказывается история борьбы за выживание девушки с проблемными ногами, подвергающейся травле со стороны здоровых одноклассников. Но она находит в себе силы и на любовь, и на выздоровление. Правда, у режиссёра есть опасность стать конъюнктурщиком – уж больно лихо в финале фильма из жанра критического реализма он переходит в жанр фантастического реализма. Но пожелаем ему удачи и будем ждать второго фильма, на котором всё и выяснится.
А вот русский фильм основного конкурса «Велкам хом» («Добро пожаловать домой») режиссёра Ангелины Никоновой приза не получил, однако удовольствие доставил. Кроме русской в нём звучит английская и армянская речь. Действие происходит в Нью-Йорке, куда после кинофестиваля возвращается представитель армянской диаспоры Бабкен, в обычной жизни продавец ковров. К нему-то в магазин и заходит бывшая русская модель Саша, а теперь любовница американского кинорежиссёра, который немного сумасшедший, потому что отвергает продюсерское предложение снять фильм со звёздами и выпрашивает себе право снять малобюджетный фильм с новыми лицами. Как вы понимаете, и продавец ковров, и бывшая модель (замечательная работа Ольги Дыховичной) встретятся на пробах и будут утверждены продюсером, так как натурально сыграют любовную сцену. Ещё бы, ведь к этому моменту «случайно» встретившись в метро, они уже стали любовниками.
Ольга Дыховичная создала более интересный образ, нежели Эль Фаннинг из американского фильма «Низкое падение». Но именно Фаннинг достался приз за лучшую женскую роль. А вот приз за лучшую мужскую роль окрасился в радужный цвет политкорректности. Его получил Нахуэль Перес Бискайарт, сыгравший молодого аргентинца без кола и без двора, но с ощутимым достоинством. Выложив его в Интернете, он вступает в переписку с бельгийским булочником из провинциального городка. Дело кончается тем, что жирный булочник покупает билет аргентинцу по имени Лукас и встречает его в аэропорту.
Отрабатывает аргентинец свою сытую жизнь без особого энтузиазма. Изменив булочнику раз, Лукас войдёт во вкус и станет посещать гей-сауны на коммерческой основе. Поэтому зритель не удивится, что у него окажется СПИД. Любимая девушка в ярости, ведь у них был секс. Но Лукас пожалел её и надел презик. Так что она, проверившись и узнав, что всё в порядке, его прощает. Лукас уходит из пекарни, и мы застаём его уже работником бара, где его обнаруживает бельгийка. На радостях от встречи они танцуют. От фильма остаётся впечатление, что северная страна всосала дозу латиноамериканской кровушки.
Безусловно, самым сильным на фестивале был фильм грузинского режиссёра Георгия Овашвили «Кукурузный остров», в котором поучаствовали Грузия, Германия, Франция, Чехия, Казахстан (убедительный пример плодотворности международного сотрудничества). Он и получил «Хрустальный глобус». В центре фильма – крестьянин с лицом, над которым поработали неизвестные нам бури, и его несовершеннолетняя дочь. Облюбовав изумительный маленький остров на реке Ингури, которая разделяет Грузию и Абхазию, крестьянин строит сарай и разводит кукурузу. Камера кружит вокруг островка, погружая нас в сказочное царство, где воды, горы и деревья заключили между собой союз вечной дружбы во имя красоты. Чего не скажешь о людишках. То на катерах пройдут абхазские военные, то грузинские. Одного раненого грузина наш крестьянин спрячет в кустах кукурузы, пока идут его поиски. А тут ещё и дочь надо всё время прикрывать – она ведь на виду, а на реке много озорных мужчин. Впрочем, ружьё всегда под рукой. Хотя против ветхих стихий оно не поможет.
Во время грандиозной бури река Ингури часть за частью сносит беззащитный остров. Вопреки стихиям крестьянин пытается усадить в лодку с урожаем кукурузы свою дочку, а когда лодку сносит, остаётся на гибнущем острове один на один с природой, частью которой скоро станет. Печаль финала искупается красотищей всего увиденного нами потока жизни и каким-то библейским масштабом вроде бы почти бессловесной рассказанной нам истории. Так что в Карловых Варах было, как всегда, не только интересное, но и вкусное кино.