На 36-м Московском международном кинофестивале фильм Валерии Гай Германики «Да и да» получил приз за лучшую режиссёрскую работу, а также награду международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. В фильме играет Агния КУЗНЕЦОВА. Её тихая и скромная учительница влюбилась в парня из богемы и пустилась с ним во все тяжкие. Тем не менее после скандальных картин Алексея Балабанова «Груз 200» и Германики «Все умрут, а я останусь», училка с дредами на голове – просто ангел.
- Агния как-то даже странно видеть вас в роли скромной учительницы…
– Да, такого мне раньше не предлагали. В «Да и да» у меня роль обычной девушки из спального района, молодой учительницы, которая влюбляется первый раз в своей жизни. Наш фильм – о столкновении двух молодых людей, мужского и женского начал, о том, как они друг друга изучают. Можно сказать, такая тёмная сказка про любовь. Тёмная, потому что всё происходит ночью.
– Германика сразу остановила выбор на вас?
– После выхода «Груза 200» меня критиковали, мол, зачем согласилась на роль жертвы, теперь на нормальные роли не позовут. Но Валерия сказала: «Ты сыграешь эту роль». Я так запаниковала! Ведь моя героиня находится в кадре на протяжении всей картины! Для меня это было целое испытание. Не каждому актёру выпадает такое счастье – встретить в профессии своего человека, режиссёра и сыграть у него главную роль. У Валерии потрясающая энергетика. Она наделена высшей идеей, которая мне недоступна. Она – бог для меня. Мы познакомились на пробах фильма «Все умрут, а я останусь». Валерия выбрала меня. С тех пор я смотрю на неё не просто как на режиссёра, а как на большое событие в моей жизни.
– Фильм «Да и да» лежал на полке два года. Поговаривали, что он не получился и никак не могут решить его судьбу…
– Нет, фильм получился. Это фильм-мечта, фильм-эксперимент, фильм о самой простой любви парня и девушки, но и одновременно очень непростой. Где-то это и моя история. Думаю, каждый в ней увидит себя. Вы не представляете, как я сейчас счастлива! Счастлива именно в творчестве. И я впервые испытываю подобное чувство – словно на меня свалилось другое пространство, другая жизнь. Что-то подобное я испытывала, когда поступила в «Щуку»…
– Агния, откуда у учительницы эти жуткие дреды?!
– Причёска – часть моей роли. Валерия сказала, что видит мою героиню именно такой. Тут же на съёмочную площадку приехали три девушки, которые всего за пару часов заплели мне на голове дремучий лес. Дреды пришлось носить почти четыре месяца. Не представляете, как это тяжело! Голова всё время чешется. Как же без них хорошо!
– Для вашего партнёра Александра Горчилина роль художника Антонина – первая в кино. И сразу такая сложная, полная откровенных сцен… Ему трудно пришлось?
– Александр – талантливый артист. Он окончил Школу-студию МХАТ, работает в проектах Кирилла Серебренникова. Он молод, красив, обаятелен. Я старше его, но на экране этого не видно.
– Вы сами писали картины, которые мы увидели в фильме: «Чёрная собака», «Чёрное солнце»?
– Да, это мой первый опыт живописи. При том, что моя мама преподаёт декоративно-прикладное искусство, а папа – художник-сюрреалист. Он и привёл меня в детстве в театральную студию. Воспитывал по своей собственной системе. В 12 лет с его подачи я посмотрела все картины Андрея Тарковского, ничего не поняла, но осознала, что это круто.
– Ваша героиня кладёт свою жизнь на алтарь любви. Разве Антонин, он же Коля Сергеев, этого достоин?
– Самые лучшие люди на земле – безбашенные, в них есть хоть какая-то жизнь. Они не покрылись плесенью, они талантливы своим способом жить, талантливы в своём протесте, ничегонеделании, в таких девочки только и влюбляются. А вы в «ботаников» влюблялись? Моя героиня погибает от невозможности...
– В свои 29 лет вы выглядите школьницей. Не боитесь старости?
– Почему-то мне кажется, что только с возрастом я и начну играть то, что хочу. У меня будут опыт и сила, и не нужно уже отвлекаться на романы. Моя любимая Фаина Раневская говорила: «В молодости я думала только о любви, а теперь я люблю думать». Мне нравится, что Лия Ахеджакова в Театре Наций выходит в роли Дон Кихота, а Марина Неёлова играет в «Современнике» Акакия Акакиевича.
– Большинство ваших героинь плохо кончают… Не исключение – фильм «Да и да». Многие артисты признаются, что после таких ролей им приходится долго восстанавливаться.
– У меня всё наоборот: я чувствую прилив сил. Я не делю роли на «депрессивные» и «радостные». Роль бывает либо хорошая, либо плохая! Мой последний фильм «Да и да» – признание в любви всему человечеству. Любовь – самое дорогое в жизни. Величайший в мире дар. Вокруг нас так много людей, которые не умеют любить или уже не способны на это. Не воспринимайте «Да и да» как бытовую историю, всё гораздо глубже. Мы исследуем процесс трансформации человека под воздействием любви.