Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 24(416) от 03.07.2014

Не я в том пекле нахожусь, а они

, 17:39 ,

Заслуженная артистка России Лидия ВЕЛЕЖЕВА, казалось бы, не склонна к экспериментам. С 1988 года и по сей день работает в Театре Вахтангова. В кино снимается у проверенных режиссёров: «Умирать не страшно» Льва Кулиджанова, «Классик» Георгия Шенгелия, «Идиот» Владимира Бортко, «Август. Восьмого» Джаника Файзиева и др. Долгие годы замужем за Алексеем Гуськовым. Однако на самом деле Лидия Леонидовна считает, что плох тот актёр, который не пробует что-то новое. Поэтому и решила принять участие в мюзикле «Территория страсти». Постановку по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» осуществил Александр Балуев.

- Лидия, как вы решились сыграть в мюзикле? Александр Балуев уговорил?

– Балуев меня «обманул». Обещал, что это будет музыкально-драматический спектакль. А я ведь в музыкальных спектаклях участвовала. Скажем, в Вахтанговском театре есть «Мадемуазель Нитуш», где я пою с живым оркестром. Так вот, Саша позвонил, предложил, и я без колебаний согласилась. Но оказалось, что это мюзикл – немного другое направление. В наушниках у тебя постоянно играет музыка, что меня, драматическую актрису, поначалу выбивало из колеи. Извините, но я привыкла работать с воздухом в ушах, чтобы слышать людей. Однако артист находит выход из любой ситуации. Так что спасибо Балуеву за «обман» – научилась кое-чему новому!

– Вам нравятся исторические постановки, погружение в другую эпоху?

– Да, и особенно исторические костюмы. Боюсь быть актрисой ряженой. Когда видишь на сцене ряженого актёра, которому Боженька не дал таланта играть XVIII век, становится смешно! Костюмы надо уметь подать. Ведь от платья из той или иной эпохи даже походка меняется. При фижмах – одна походка. При корсетах – другая. При заталенном с открытой спиной – третья. От костюма многое зависит. Возьмём мужчину в костюме и при галстуке и мужчину в свитере. Вроде оба одинаково ходят, но когда сядут – у каждого своё, совсем другое внутреннее ощущение!

Недаром, когда мы учились, у нас была школьная форма. Это учеников подтягивало. Я и по своим сыновьям заметила. Когда дети надевали пиджак, жилетку, галстук, они психологически настраивались на учёбу, как отец на работу. Были собраннее на уроках – строгий пиджак не даёт возможности развалиться на парте. Когда же разрешили толстовки и джинсы, дети стали себя по-другому вести. Появилась эдакая псевдосвобода… Сейчас-то они, конечно, люди ответственные – старшему, Володе, 25 лет, он работает в театре Маяковского, Дмитрию 20, он учится на продюсерском во ВГИКе.

– Жизнь в доме, где трое мужчин, наверное, имеет свою специфику? Как должна вести себя женщина в такой семье?

– У меня, кстати, не трое мужчин, а «три с половиной» – есть ещё собака лабрадор, тоже мальчик… Главный мой принцип – не мешать. Мужчина должен чувствовать себя мужчиной, главным человеком в семье. Хотя мужчины порой бывают слабее женщин. Например, во время болезни, когда температура всего 37 градусов, они уже «умирают», им очень плохо. Женщина и под 40 может сходить на работу, прийти домой и приготовить ужин. Но всё равно мужчин надо поддерживать в статусе «сильного», нельзя их ранить и унижать.

– То есть в реальности вы поступаете совсем не как ваш персонаж в «Идиоте». Настасья Филипповна любила унижать мужчин…

– Сначала мужчина унизил её, а потом уж она его…

– Правда, что Юлия Борисова, сыгравшая в пырьевской версии «Идиота», благословила вас на эту роль?

– Дело обстояло так. Режиссёр Бортко долго искал актрису на роль Настасьи Филипповны, но ему почему-то никто не подходил. Когда я приехала на пробы, Владимир Владимирович утвердил меня с ходу. Затем мы играли в Вахтанговском спектакль «Без вины виноватые», и я сказала Юлии Константиновне про свою роль. Она пожелала мне удачи, но добавила: «Запомни: как играла я, сегодня уже нельзя играть. Нельзя показывать страсти на разрыв аорты». Я это понимала, но и Бортко не давал мне играть с аффектацией. «Не выпускай эмоции наружу, – говорил он, – всё должно быть внутри!» И конечно, так играть было намного сложнее…

– Наверное, ещё сложнее скрывать сильные эмоции в жизни, особенно когда речь идёт о событиях на Украине, в Киеве, где вы родились, где живут ваши близкие родственники?

– Для меня это – боль страшная. У меня там мама, двоюродная сестра, друзья. Киев я очень люблю. Особенно Святошино, где я 10 лет провела в интернате; Дарницу, где моя школа была, дом. Я часто звоню своим на Украину, и меня поражает, что, когда я говорю им про все те ужасы, которые творятся в Донецке и Луганске, они не верят: мол, нам ничего такого не показывают, дескать, ваша пропаганда всё придумывает! Даже меня начинают обвинять в чём-то, а я им в ответ: не дождётесь, не поругаемся! Я же понимаю: не я в том пекле нахожусь, а они.

– Скажите, сейчас на Украине снимают какие-то сериалы с российскими актёрами?

– У меня там намечался проект – закрыли из-за событий. А те сериалы, что начали делать ещё до переворота, продюсеры доснимают. Российские актёры ещё ездят в Киев. Но всё меньше и меньше.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram