Увидев Наталью ГВОЗДИКОВУ в приёмной ВГИКа, великий Сергей Герасимов тут же позвонил в Министерство культуры: «Я уже набрал курс. Но мне нужна ещё одна единица». Повесив трубку, режиссёр пожал Наталье руку: «Поздравляю – вы приняты!» После выхода на экраны телефильма «Большая перемена» на молодую актрису обрушилась настоящая слава. А вскоре на съёмках картины «Рождённая революцией» она встретилась с Евгением Жариковым и прожила с ним до самой его смерти в 2012 году. Наталья Фёдоровна и сейчас продолжает сниматься в кино, в основном в телесериалах: «Однажды будет любовь», «Русская наследница», «Нелюбимая», «Москва. Три вокзала» и др.
- Наталья Фёдоровна, правда, что Сергей Герасимов прозвал ваш курс «курсом четырёх Наташ»?
– Да. Согласитесь, всё-таки удивительное совпадение! Из восьми поступивших девочек было четыре Наташи: Аринбасарова, Белохвостикова, Бондарчук и Гвоздикова. Вот так мы и шли по алфавиту. У нас был очень дружный курс. Мы с Наташей Бондарчук иногда встречаемся на кинофестивалях и с таким наслаждением окунаемся в воспоминания о студенческой поре! Самое интересное, что я нисколечко не помню то, что рассказывает она, и наоборот. Только недавно она мне «открыла», что Коля Ерёменко, оказывается, был влюблён в каждую из нас по очереди, и однажды записка с признаниями, предназначавшаяся мне, попала к ней. И у нас с ней якобы была по этому поводу какая-то разборка. Но я этого – хоть убей – не помню!
– С другой своей однокурсницей Натальей Аринбасаровой вы не так давно снимались в казахской картине «Поздняя любовь». И там была ещё одна звезда – Жерар Депардье. Какое впечатление он на вас произвёл?
– Картину снимали в потрясающей по красоте деревушке под Чимкентом, и это была хорошая история о романтической любви, настоящей мужской дружбе и простых людях. Да ещё комедия! Депардье – безусловно, потрясающий актёр и партнёр, абсолютно без закидонов и капризов. Он ел вместе со всеми макароны по-флотски! Мы много хохотали, хулиганили, рассказывали друг другу анекдоты. В одной из сцен наши герои по сюжету начали выпивать, и все в итоге так набрались, что хором начали петь песню на казахском языке. Представляете француза, поющего на казахском?! От смеха вся группа лежала в глубоком обмороке…
– А вы общаетесь с кем-нибудь из бывших партнёров по картине «Большая перемена», которая сделала вас звездой?
– А как же! С Сашей Збруевым, Светой Крючковой. Мы вцепляемся при встрече друг в друга и долго не можем расстаться. Когда был жив Ролан Быков, мы, помню, совершенно случайно встретились в Ницце, вспоминали «Большую перемену», как он выводил меня в Сочи на набережную гулять. Общались мы и с Юрой Кузьменковым, царствие ему небесное. У нас ведь с ним была очень давняя «роковая» любовь. Мы снимались вместе в трёх картинах. В «Большой перемене» я выхожу замуж за героя Миши Кононова. В фильме «Потому что люблю» предпочитаю ему женатого героя Геннадия Королькова. В третьей картине «Любовь моя вечная» нас утверждают, но мы не снимаемся ни одного кадра вместе. После Кузьменков мне сказал: «Учти! Если в следующей картине ты не будешь «моей», – убью!»
– Со своим настоящим и любимым мужем Евгением Жариковым вы более тридцати лет стоически несли знамя «самой красивой актёрской пары СССР». А какие слухи о вас ходили?
– Слухи не собираю, но смешные высказывания о нашей паре в моей коллекции есть. По-моему, это Георгий Вицин придумал. «Кто самый главный йог в России?» Ответ: «Жариков». – «Почему?» – «Потому что он спит на Гвоздиковой!» Иногда нас называли Жареные Гвоздики. Кассир на Студии Довженко, когда видела, что мы приближаемся, а народу – не пройти, кричала: «Пустите Жареных Гвоздиков!».
– Наталья Фёдоровна, вы много снимались и в драматических военных картинах. В экстремальные ситуации на съёмках попадали?
– В «Думе о Ковпаке» я, будучи беременной Фёдором, играла партизанку-разведчицу Тоню Сагайдачную. И чуть не погибла. Пиротехники в чём-то просчитались. Когда начались взрывы, на меня сверху полетели огромные валуны. Попади один такой на меня – от Гвоздиковой мокрого места бы не осталось! Меня спас актёр, народный артист Украины Володя Антонов. Прикрыл собой. Потом в своей книге написал, как стал крёстным отцом ещё до рождения моего сына.
– Что бы вы выделили из своих последних работ?
– Запомнилась роль у Глеба Скороходова в картине «Тайны граммофона». Я сыграла бабушку – выпускницу Смольного института благородных девиц, ностальгирующую о старых временах. Работать было безумно интересно. Как и в сериале «Однажды будет любовь», где у меня была крайне сложная роль. Ну и конечно, «Поздняя любовь» с Депардье запомнилась.
– Так вы трудоголик, Наталья Фёдоровна!
– Да, я в этом смысле ненормальная. Не могу ничего не делать. Полежать на диване способна, только когда температура скосит. И то не очень долго.