Заслуженный артист РФ Вячеслав ГРИШЕЧКИН родился в Сочи, окончил ГИТИС и снялся в более чем 100 фильмах, среди них: «Солдаты», «Марш Турецкого», «Тайны дворцовых переворотов» и др. В 2009 г. возглавил Волжский драматический театр. Уже 7 лет Вячеслав живёт между Волжском и Москвой. Преподаёт, руководит и снимается в китайском фильме, где играет Лаврентия Берию. На выходе – фильм «Все сокровища мира», где актёру досталась роль скользкого чиновника.
- Вячеслав, как так получилось, что в «Московской саге» вас не утвердили на роль Берии, а теперь вы играете его уже пятый раз?
– В кино действуют по шаблону: сыграл хорошо адвоката – идут одни адвокаты, сыграл полицейского – идут полицейские. Пятый Берия – это не потолок. Например, артист Щербаков играл Берию 16 раз! В своё время на меня произвёл ошеломляющее впечатление фильм Абуладзе «Покаяние». Посмотрев его, я себе сказал: «Если не сыграю Берию, буду считать свой актёрский долг выполненным не до конца». Когда не утвердили в «Московской саге», прорыдал всю ночь... Но, посмотрев кусочек этого сериала по ТВ, перекрестился и сказал: «Какое счастье, что я там не снялся!» Потом, когда Алексей Пиманов искал актёра на роль Лаврентия Павловича, он три раза смотрел мои видеопробы и всё не решался утвердить, говорил: «Меня актёрская игра устраивает, но что-то в образе всё равно не то!» Тогда Пиманов предложил мне срочно поправиться. Толстеть – не худеть, я быстро набрал восемь кило. После этого началось триумфальное шествие Берии по проектам: «Охота на Берию», «Контригра», «Фурцева», «Товарищ Сталин». Сейчас снимаюсь в китайском фильме.
– Что нового вы узнали о Берии?
– Например, то, что мы с ним одного роста. Когда в бункере я встал к щиту, у которого стреляли в Берию, отверстие от пули совпало с моим затылком. Последнее письмо Берии Маленкову, которое он написал перед смертью, датировано 26 июня – дата моего рождения! Пиманов сказал, что это просто мистика! Он мне много чего рассказал, знал столько, как будто был его личным биографом. Например, 400 тысяч освобождённых заключённых, которых приписывают Хрущёву, – неправда. Это сделал Берия. Лаврентий Павлович практически не занимался подписыванием приказов о расстреле. В 1938 году он пришёл на оборонку после Ежова, а через год его направили на ядерную тему. Если бы не фанатичная вера Берии в Советский Союз, людей и себя, у нас бы тогда не сделали атомную бомбу.
Ещё Лаврентию Берии приписывают связи с многочисленными любовницами. Это просто бред! Несмотря на то что у него была любовница, он всё же был семьянином. Алексей Пиманов общался с сыном Берии, и тот рассказал, что его отец вставал в 6 утра, делал зарядку, пил чай и уезжал в Кремль. Обедал только дома – и снова на работу. При таком графике мужчина, каким бы Казановой он ни был, просто физически не мог общаться с таким количеством женщин.
– Какого Берию вам интереснее всего было играть?
– Первого. Работать в «Охоте на Берию» мне было одновременно легко и сложно. Понимал, что прикасаюсь к исторической личности, которая сделала для страны много плохого и хорошего. С другой стороны, я получал всю информацию от режиссёра – не нужно было читать секретные материалы и смотреть историческую хронику. После играть очередного Берию – было как по рельсам, материал был уже размят. При этом каждый режиссёр хотел своего Берию: то с акцентом, то без акцента.
– В 2009 году вы возглавили Волжский драматический театр...
–Как-то мой товарищ по институту Анатолий Иванов пригласил меня к себе на родину в Волжск. Помню, сидим на балконе, едим леща и пьём пиво. Вдруг он ни с того ни с сего говорит: «А давай здесь театр сделаем!» А я: «Ты что, с дуба рухнул?! Какой театр?!» И вот мы приходим к мэру, который нам просто с порога даёт здание – бывший кинотеатр «Родина». Правда, дальше – настоящая пахота, финансирования никакого не было. Мы поставили там 25 спектаклей, а в этом году был выпуск моих студентов. Представляете, как доцент кафедры актёрского мастерства, я там получаю 2800 рублей! Но я делаю это не из-за денег, а из патриотических соображений. Если бы я не учил своих студентов патриотизму, любви к профессии, то тогда можно было бы не говорить такими кучерявыми фразами.
– Лев Толстой считал патриотизм чувством грубым, вредным, стыдным и безнравственным. Мол, это зло, которое порождает войны, агрессию и вражду. Как бы вы ответили классику?
–Я вспомнил комедийную ситуацию, связанную со Львом Николаевичем. Во времена учёбы в театральной школе мы с приятелями пошли в дом-музей Толстого в Хамовниках. Холод был на улице – градусов 27! Стоим, кутаемся, покуриваем около дома... Вдруг открывается дверь усадьбы и выходит женщина в валенках, похожая на прислугу графа. Мой товарищ Максим спрашивает: «Простите, а Лев Николаевич у себя?...» Так вот если бы он был у себя, то я бы спросил, как он мог такое написать?! Поспорил бы с классиком! Хорошо рассуждать, имея несколько усадеб, когда сладко ешь и сладко пьёшь.