Аргументы Недели Петербург → Культура № 20(412) от 05.06.2014

И это всё о нём

Личность великого поэта до сих пор вызывает живой интерес

, 15:16

6 июня – годовщина со дня рождения Пушкина. Эта дата будет отмечена, как всегда, его почитателями и прессой. Не стал ли ныне день рождения «нашего Всего» привычным и даже обыденным явлением? Не по привычке ли мы приходим в этот день на Мойку к дому 12 или в Царскосельский лицей, где память строго охраняется музейными стражами?

Об удивительных исторических совпадениях, связанным с 26 мая 1799 года и о других знаковых днях в судьбе Пушкина нашему корреспонденту Зое Кравчук рассказывает заведующая Музеем-квартирой А.С. Пушкина, доктор филологических наук Галина СЕДОВА.

- Галина Михайловна, а каков был день 26 мая 1799 года (6 июня по новому стилю) в Москве?

– Судя по прогнозу погоды, который печатался в «Московских ведомостях», в этот день ««небо было пасмурное, дождь, молнии и гром». Рождение будущего поэта Москва приветствовала праздничным салютом своих «сорока сороков»! Однако перезвон колоколов был вовсе не в честь новорождённого Александра Пушкина – в этот же день родилась внучка императора Павла Первого Мария. В православной России в этот день отмечался большой церковный праздник Вознесения. Как вспоминала сестра поэта Ольга, Пушкин верил, что с Днём Вознесения связаны многие важнейшие события в его жизни. И действительно на Вознесение 6 мая 1820 года Пушкин отправился в Екатеринослав, высланный из столицы за крамольные стихи. Похоже, что именно на Вознесение 31 мая 1823 года состоялся поединок Пушкина с офицером Генштаба Зубовым. Поэт уличил его в нечистой игре, и дело дошло до дуэли. Пока противник целился и стрелял, Пушкин спокойно ел черешню, которую принёс с собой в фуражке. Позднее похожий эпизод попал в повесть Пушкина «Выстрел». На Вознесение 1829 года поэт находился на Кавказе, где шла война с Турцией. Там, приостановив коня, любуясь красотами Дарьяльского ущелья, он услышал предо-
стережение казака, что стоять опасно – могут и убить. Но пуля ждала его не здесь!.. В церкви Большого Вознесения он венчался в 1831 году с Натальей Гончаровой. В том же 1831 году накануне Вознесения переехал с молодой женой в Царское Село. Это было 26 мая – первый день рождения в собственной семье. На Вознесение следующего 1832 года родилась дочь Маша, пушкинский первенец, и на Вознесение же в 1835 году на свет появился сын поэта Григорий.

– А какова была международная ситуация в мае 1799 года?

– Наверное, символично, что именно в день рождения будущего поэта фельдмаршал Александр Суворов взял Турин и вскоре был возведён в княжеское достоинство, стал князем Италийским, а адмирал Фёдор Ушаков победно бил французов в Средиземном море. Наполеон нёс огромные потери в египетском походе, и Французской Республике оставалось жить считаные месяцы. Мало кто помнит сегодня и о том, что в мае, когда на свет появился Пушкин, во Франции родился Оноре де Бальзак и умер Бомарше – великий драматург эпохи Просвещения, которого Пушкин высоко ценил, утверждая, что тот «влечёт на сцену, раздевает и терзает всё, что почитается неприкосновенным. Старая монархия хохочет и рукоплещет». А мы с лёгкой руки Александра Сергеевича получили прекрасный рецепт борьбы со скукой и унынием: «...откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро»!

– Как же отмечал дни рождения Пушкин?

– Шесть лет подряд это было в Лицее, тогда к нему приезжали родители, сестра Ольга и брат Лёвушка. В 1817 году незадолго до выпуска поздравить молодого Пушкина приезжали в Лицей историк Карамзин, поэт Вяземский, гусары Пётр Чаадаев и Сабуров. К этому времени Пушкин уже обрёл известность, его стихи печатались в столичных журналах, в кругу литераторов он был принят на равных.

Свой 20-й день рождения Пушкин отметил по-гусарски: у известного бретёра и кутилы Петра Каверина. Шампанское в лёд поставлено было за сутки.

– Что обычно было на столе? Что любил Пушкин в застолье съесть?

– Вообще он любил простую, деревенскую русскую пищу: щи, гречневую кашу, блины, в особенности крупитчатые, «розовые», с добавлением свекольного сока. Говорили, что взрослого поэта мать даже заманивала к себе на обеды, обещая к столу… печёный картофель. В особо праздничные дни готовили запечённого гуся с тушёной капустой, грибы, жаренные в сметане, пироги, кулебяки. В рационе у Пушкина находим: паштет из гусиной печени («страсбургский пирог»); сыр лимбургский – голландский полумягкий с сильным ароматом и красно-коричневой коркой; осетрину отварную и заливную; холодную телятину; устриц; пожарские котлеты. Любил поэт мочёные яблоки, варенье, яблочный пирог – в особенности тот, который готовили у его михайловских соседей Осиповых-Вульф. Летом, когда семья поэта жила на даче, к обеду подавали зелёные щи с крутыми яйцами, большие рубленые котлеты со шпинатом, на десерт – любимое поэтом варенье из белого крыжовника. Из напитков он предпочитал лимонад, брусничную воду, клюквенный морс, пил также кофе и чай, а в праздничные дни к столу заказывали вина и шампанские из столичных погребов.

Свой 24-й день рождения поэт отметил в Кишинёве, куда был выслан из столицы под видом перевода по службе. Тот день рождения был ознаменован появлением первых строф романа «Евгений Онегин». На следующий год он служил уже в Одессе и накануне дня рождения по воле своего нового начальника графа Воронцова отправился в унизительную командировку на борьбу с саранчой. Отчёт поэта был саркастически краток: «Саранча летела, летела и села; сидела, сидела, всё съела и вновь улетела». В 1828 году, накануне 29-го дня рождения, Пушкину удалось съездить в Кронштадт в компании Олениных, Вяземского, Грибоедова, Киселёва... Когда они возвращались, разразилась гроза, и Вяземский заметил: «Пушкин дуется, хмурится, как погода, как любовь...» На другой день настроение поэта нашло отражение в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный». Это единственное произведение, подписанное днём рождения – 26 мая 1828 года. Тридцатилетие поэт встретил на Кавказе, в селении Квешети, на берегу реки Арагвы во время знаменитого «Путешествия в Арзрум». Здесь произошла встреча с персидским принцем, который направлялся в Петербург объясняться по поводу убийства русского посла Александра Грибоедова.

– Как Наталья Николаевна поздравляла мужа с днём рождения?

– Чаще дарила наследников! В 1835 году подарком мужу стало также кресло, удобное для работы с книгами: механическое, с пюпитром, изготовленное в мастерской модного мебельщика Гамбса. Оно и теперь стоит в кабинете поэта на Мойке, 12. Годом ранее, свой 35-й день рождения, Пушкин провёл в одиночестве: Наталья Николаевна с детьми уехала на лето к родным, и он писал ей из Петербурга из дома на Пантелеймоновской улице, возле Летнего сада: «Сижу дома, обедаю дома, никого не вижу, принимаю только Соболевского». Будучи «невыездным», не имея возможности выехать за границу без особого разрешения, он ценил всякую возможность вдохнуть воздух свободы, находясь хотя бы на палубе прогулочного корабля. Потому приглашение в день своего рождения доехать в очередной раз до Кронштадта принял с радостью. Отправился туда с Мещерскими и Софьей Карамзиной, отказавшись от встречи с родителями, которые хотели вместе отметить его 35-летие. Накануне этого дня пришёл подарок от Екатерины Загряжской – тётки Натальи Николаевны: «Тётка меня всё балует, – шутил Пушкин, – прислала корзину с дынями, земляникой, клубникой, боюсь поносом встретить 36-й год бурной моей жизни». Так и вышло: вскоре сообщил жене, что расстроил себе желудок.

– И вот последний день рождения в 1836 году...

– Перед последним днём рождения Пушкин уехал в Москву, как говорил, «порыться в архивах» для работы над «Историей Петра Великого». Но жене обещал вернуться ко дню рождения. Наталья Николаевна ждала тогда четвёртого ребёнка, и Пушкин приехал как раз в день появления на свет дочери Наташи – 23 мая... А в самый день рождения накупил себе книг в магазине Беллизара, в числе которых два тома «Сказок и фантазий Гофмана», книга «Люди и нравы Северо-Американских Соединённых Штатов». Казалось, жизнь, наполненная домашними радостями, поэтическими трудами, издательскими хлопотами, продолжалась...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram