Аргументы Недели → Культура № 19(411) от 29.05.2014

Забыл, какая у тебя профессия?

, 18:59 ,

Заслуженный артист России Алексей ШЕВЧЕНКОВ в детстве, как и многие мальчишки калининградского Черняховска, мечтал о мореходке. Но судьба распорядилась так, что он выбрал актёрскую дорогу, о чём не жалеет никто: ни сам Алексей, ни его довольно многочисленные поклонники. Шевченков снялся в 80 картинах самых разных жанров. Среди наиболее известных: «Ворошиловский стрелок», «Гражданин начальник», «Есенин», «СМЕРШ», «Савва Морозов», «Журов», «Иван Грозный», «Жила-была одна баба» и др. По словам самого актёра, он «сумел воплотить в своих героях почти все свойственные человеку пороки».

- Алексей, вы учились в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства на курсе Дмитрия Астрахана. В то время, в начале 90-х, театр практически умер. Какова была ваша мотивация «пойти в актёры»?

– Тогда действительно было странное время – только геройские люди поступали в театральные вузы. Кино не снимали, сериалов не было, театры стояли. Актёры копейки получали – страшно вспомнить! Но люди на них учились…

Для меня же это была мечта детства. Лет с пяти мне нравилось кривляться, строить рожи перед зеркалом, лицедействовать. Любил читать стихи, записался в драмкружок. И хотя ни в одном спектакле так и не сыграл, на юбилейном вечере руководителя нашего драмкружка в отрывочке из «Ромео и Джульетты» я исполнял роль Ромео! Помню, перед выступлением все «Монтекки и Капулетти», как положено, надели гольфики, жабо. А у меня не было чулок. И я натянул свои футбольные гетры, в которых выступал за любительскую команду. Задвинул их под камзол – вроде всё на месте. Представляете, зал человек на 300. Сидят 15 зрителей, из них 8 – футболисты нашей команды. И я запомнил на всю жизнь: выхожу читать монолог, и вдруг крик из зала: «Ты бы ещё бутсы надел, Ромео!»

– В Черняховске, откуда вы родом, не было театра?

– Не было. Да там и сейчас даже кинотеатра нет! Когда приехал поступать и меня спросили: «Какие спектакли вы смотрели?», я мгновенно вспомнил только что увиденную на улице театральную афишу. Ну и соврал: «Синее небо, а в нём облака». И сегодня ещё раз пойду…» Помню, Дмитрий Астрахан удивлённо спросил: «А что, он вам понравился?» Я соврал ещё раз: «Очень!» Мой будущий мастер слегка поморщился. После чего я честно посмотрел тот спектакль и понял удивление Астрахана: сам еле-еле досидел до конца.

– Алексей, у вас есть прекрасные роли в таких, например, картинах, как «Жила-была одна баба», «Орда», «Иуда». Но в то же время много проходных работ в сериалах. Зачем вам это? Ведь подобные роли в «мыле» снижают рейтинг актёра…

– Если честно, поначалу переживал – я ведь раньше в «мыле» не участвовал. А потом спросил себя: «Ты забыл, какая у тебя профессия? Актёр должен играть для разных зрителей – в том числе для домохозяек. Они любят сериалы, переживают за героев. Значит, «мыло» тоже кому-то нужно»… Но буду честен: деньги для меня – немаловажный фактор. Именно сейчас, в моём сегодняшнем положении. Если гонорар будет хороший, я могу и в лепёшку разбиться, образно говоря, и зубы снять, и челюсти поменять.

– А каков был ваш первый гонорар после роли в картине Киры Муратовой «Увлеченья»?

– 400 долларов. В 1993 году это были неплохие деньги. На них мы хорошо погуляли всем курсом, отметили мой день рождения… Кстати, роль в фильме Муратовой спасла меня от серьёзных проблем. Когда я уже переехал в Москву, потерял все документы. Вообще – все. Это было немудрено – каждый вечер после репетиции в театре Джигарханяна, где я тогда работал, всегда у кого-то постоянно находилась водка. Я её в себя заливал и искал кусты для ночлега (в буквальном смысле!), чтобы меня не было видно. Один раз даже проснулся в бочке – в позе эмбриона. После чего вылез и весь покрытый ржавчиной пришёл в театр…

В общем, именно в тот период я и потерял документы. Образовался замкнутый круг: в Москве мне документы сделать не имели права, а въехать на территорию Калининградской области, по месту прописки, я без паспорта не мог. А кто будет заниматься мною просто так? Нужна была хоть какая-то увесистая благодарность. Но денег у меня не было. Однако нашлись в компетентных органах замечательные люди – помогли, выписали справку, благодаря которой я и доехал до дома. Но там меня поджидала другая сложность – армия. И меня забрали бы, тем более я особо и не сопротивлялся. Физически был к ней готов, единственное – времени жалко. Но и на этот раз мне повезло. Военком оказался поклонником фильмов Киры Муратовой, представляете?! И он меня вспомнил, после чего решили с армией не спешить.

– Алексей, все эти истории уже в прошлом, сейчас вы – заслуженный артист России. А что изменилось в вашей жизни после рождения детей?

– К сожалению, романтика ушла. Пока живёшь, надо растить дочерей, делать их счастливыми и давать им всё, что надо в жизни. Это позиция номер один в моём списке первоочередных дел. Не знаю, что будет завтра, но ради своих детей я, конечно, пойду на многое.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram