с, а стал сниматься в самых разных по жанру картинах. Зрители любят его по ролям в фильмах: «Крестоносец», «Мусульманин», «Тайны дворцовых переворотов», «Сармат», «Жуков», «Роковая любовь Саввы Морозова» и др. Правда, сейчас Александр Песков редко появляется на экране.
- Александр, почему вы стали реже сниматься в кино?
– Одно дело, если бы я лежал на диване и плевал в потолок! А я наоборот – готов сниматься. Но штука в том, что мне как актёру сейчас практически не в чем играть. Читать ментовские отчёты и донесения, которые превратили в сценарии, невыносимо. Просто хочется плеваться от языка, на котором разговаривают в «Доме-2»! Некоторые современные сценаристы не понимают, что в искусстве не следует тупо придерживаться «диалекта» тех или иных групп населения. Может, они необразованные, может, им в школе ничего толком не объяснили, родители дома одним матом обходятся. А вы почитайте литературу высокого стиля, посмотрите кино, где общаются на прекрасном, красивом русском языке! Если он уже никому не понятен, значит, мы, простите за грубость, превратились в свиней. Хрюкаем и хрюкаем, а главное – начинаем понимать друг друга на языке хрюканья!
Я учился на классике. Полтора года в Щепке, а заканчивал Школу-студию МХАТ. У Михаила Ивановича Царёва. Старик держался прекрасно. Приходил к нам на курс, читал стихи разных поэтов, рассказывал истории из жизни театра. Но сейчас и такому великому мастеру было бы трудно. Я вспоминаю покойного уже Михаила Михайловича Козакова, с которым играл в спектаклях, – он незадолго до своей смерти был просто ошеломлён тем, что никому не нужны его актёрское мастерство и талант…
– Вы сейчас играете только в антрепризах?
– Да, но и в антрепризах соглашаюсь участвовать в зависимости от материала. Если хорошая пьеса, в театре мне даже интереснее работать, чем в кино. Потому что каждый спектакль ты можешь играть с каким-то новым взглядом, новой энергией. Даже сами репетиции доставляют большое удовольствие. В кино же мы фактически не репетируем. Говорят, у Никиты Михалкова довольно длинный подготовительный период, но я с ним не работал, хотя очень хочу… А так всё снимается с первого дубля. Почему? Продюсеры уже всё украли, дополнительных съёмочных дней вам никто не даст – чтобы лишний раз вызывать съёмочную группу. Доходит до смешного, некоторые продюсеры иногда удивлённо спрашивают: «Как, мы вас и обедом должны кормить на площадке?» Совсем обалдели! Откуда, из какого бизнеса пришли эти «меценаты» – непонятно!
– В сериале «Роковая любовь Саввы Морозова» вы сами сыграли настоящего мецената, знаменитого промышленника. Можно ли сравнивать его фигуру с нашими нынешними олигархами?
–Думаю, Морозова у нас сейчас не с кем сравнивать, уж извините.Он во всём был личностью с большой буквы, глыбища, меценат и в то же время – прекрасный задушевный человек, который хотел, чтобы все жили хорошо. Морозов был старовером, а в их общине было принято вкладывать благотворительные суммы в государство, где они живут… Ну, и можно ли сравнить Морозова с нынешними олигархами? Сколько денег они увели из нашей страны, в этом кто-нибудь разбирался?!
– Кстати, о деньгах. Вы не боитесь нового кризиса?
– Думаете, опять будет? А может, и не будет. Лишь бы власти наверху правильно кумекали, и не только о себе, но и о простых людях. Гордились своей страной, думали о том, чтобы в будущем все говорили о них: мол, в пору правления такого-то и такого-то страна процветала. Вот Арабские Эмираты живут на одной нефти. И всё у них в шоколаде. А у нас есть и нефть, и газ, и алмазы, и лес, и умы какие! Хочется верить, что в России всё изменится и наладится… А я, даже если наше кино совсем загнётся, всегда смогу прокормить себя и свою семью. Ещё студентом работал и дворником, и грузчиком, и сторожем, и охранником. А в 90-е годы, будучи уже актёром, когда ролей практически не было, развозил журналы и газеты в крупные супермаркеты. Нам бояться нечего – мы люди привычные, выживем!
– В сериале «Жуков» вы сыграли министра госбезопасности Виктора Абакумова, жёсткого проводника сталинской политики. В нашем обществе много спорят по поводу «сильной руки». Интересно, вы на чьей стороне в подобных дискуссиях?
– Кстати, Абакумова нельзя считать сугубо отрицательным персонажем. В годы войны он успешно руководил Смершем. На мой взгляд, Виктор Семёнович – сам жертва насильственных приказов Сталина. Кстати, после ареста в 1951 году Абакумов даже под пытками не признал свою вину… Что касается «сильной руки», то если бы сегодня были такие же дисциплина и исполнительность, пусть даже под страхом смертной казни, как при Сталине, уровень коррупции в нашей стране никогда бы не достиг столь чудовищных масштабов. Я не сторонник репрессий, но человек должен отвечать за любое нарушение закона.