У Гаркалина есть одно свойство, которое отличает больших актёров, когда они берутся играть комедию: божественная лёгкость, своеобразная «невесомость» повадки, естественность «рыбы в воде», когда кажется, что это не специально сыграно, а так. Вышел, пошалил. Как Андрей Миронов, как Олег Даль. Сплошное сверкание радости и веселья… За которыми и огромный труд, и совсем не лёгкая жизнь.
Вот в «Ландыше серебристом» (довольно сносная комедия Т. Кеосаяна) Гаркалин появляется на минутку – он играет композитора-плагиатора. Врунишка и проходимец, герой Гаркалина совершенно очарователен и явно ведёт какую-то сложную тайную жизнь, на которую нужны средства. Почему-то надо работать, чтоб эти средства заполучить, но это такая скука, а жизнь так прелестна. На лице Гаркалина играет ежесекундная готовность к вранью и к расплате за враньё, но и – сокрушительная радость бытия лёгкого, безвредного в сущности человечка. И мы, смеясь, прощаем его и понимаем героев картины – продюсеров, которые со вздохом, но снабжают шалопая денежкой.
Гаркалин упоительно пластичен, мгновенно меняется, его большое длинное лицо с крупными яркими чертами предельно выразительно, мимика виртуозна, а главное – всё одушевлено и оживлено особыми волнами свободной игры. Зритель их распознаёт моментально.
Когда-то Гаркалин играл на сцене Гамлета. Это дело немудрёное, кто угодно может сыграть Гамлета, особенно в современной режиссуре. А вот сыграть в «Ширли-мырли» Меньшова – я и не знаю, кто бы мог. Диапазон актёра там явлен мощно, другое дело – он всё-таки не успел сесть в последний вагон советского кино, попал «под раздачу» новых времён. Вереница фильмов «ни для кого», бесконечный антрепризный «чёс»… А как нужно беречь таких «лёгких» мастеров, какая редкость и драгоценность их радостная душа, их «искусство, когда незаметно искусство», их неподражаемые интонации, их сразу запоминающиеся оригинальные лица.
В последнее время Гаркалину выпали совсем не лёгкие испытания – он перенёс два инфаркта, овдовел. Конечно, приходится рассчитывать силы, беречь их. И хотелось бы, чтобы актёр нас удивил новыми хорошими работами, не транжиря талант в халтурках, от которых никакой радости. Необязательно в комедии, хотя лучше хорошей комедии ничего и быть не может. Где угодно. Мы всегда рады встрече с этим симпатичнейшим артистом.