Аргументы Недели → Культура № 13(405) от 10.04.2014

Когда все переиграно и переснято

, 20:47 ,

Заслуженная артистка России Евдокия ГЕРМАНОВА, которую зритель любит за роли в фильмах «Ближний круг», «Кикс», «Русское», «Мусульманин», «Ветка сирени», «Журов», «Зоя», «Жила-была одна баба», как видно из списка, не избегала в своём творчестве острых политических тем. Но спустя время актриса признаётся, что сейчас тратить жизнь на политические игры не хочется.

- Евдокия вы блестяще сыграли Феклушу в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». А знаете, что деньги на эту картину дали некоторые наши известные олигархи? По слухам, в расчёте на то, что фильм дискредитирует коммунистов перед выборами 2011 года.

– Да, я знаю об этом. Но если бы не кризис, у Смирнова не было бы подобных проблем с финансами. А что касается политики, выборов, то сейчас это не моя тема. Во время работы над очень острым спектаклем «БерлусПутин» вТеатре.docу меня было некое раздвоение личности, когда я могла, грубо говоря, стать оппозиционером. Я действительно начала более-менее разбираться в политике, но, слава богу, не пошла «революционным» путём. Сейчас мне вообще больше интересна психология человека, что у него в мозгах, в душе, в чувствах. Я – актриса. Жизнь на политику тратить не хочется. Я лучше стратегию гениев буду изучать, психологию творчества.

– Если вернуться к фильму «Жила-была одна баба», мучительные были съёмки, ведь там всё снято натурально, жёстко, беспощадно?

– Ну что вы, съёмки были в радость! С Андреем Смирновым замечательно работать, хотя он и очень дотошный режиссёр, особенно на первой стадии, когда идёт подбор актёров, выбор костюмов, декораций. Но меня он утвердил без проб, хотя, говорят, ходил с чемоданом фотографий артистов, пытаясь сложить воедино всю команду. Андрей Сергеевич мне поверил, спасибо ему огромное, и он меня «отвоевал» у Олега Павловича Табакова, у которого я в это время тоже должна была играть. Табаков уступил, потому что очень меня любит и по-отечески опекает…

– Вы ведь и учились у Табакова. Какой он вам дал самый главный урок в жизни?

– Для меня он гуру абсолютный. В студенческие годы я спросила его: как играть, когда всё уже переиграно и переснято? Чем можно удивить мир? И он ответил – удивить мир можно только собой. И мне это очень помогло в тот момент – у меня повысилась личностная самооценка. Ведь у многих актёров самооценка либо завышенная, либо, напротив, очень заниженная. Впрочем, не только у актёров, у всех людей. А важно иметь адекватную самооценку.

– То есть ваша самооценка повысилась просто от слов Олега Павловича?

– Нет, после того как он сделал со мной дипломный спектакль по пьесе Жана Ануя «Жанна д’Арк». Табаков угадал момент, когда роль совпала с моим настроением. Вообще. И Олег Павлович сказал – ну, давай, попытайся стать Жанной д’Арк. Вы понимаете, зачем нужна вера в Учителя? Сказанное им должно безоговорочно исполняться. Если есть внутренние сомнения, недоверие – ничего хорошего не получится. И я попыталась честно стать Жанной д’Арк. Даже в историческую библиотеку залезла, читала там выступления Жанны, когда шло над ней судилище. Знаете, как она говорила со всеми этими аббатами-обвинителями? «Вы, такие-сякие, не имеете права!» Она была в хорошем смысле грубиянка, такая реальная девушка из народа. Как мне кажется, я очень точно поняла её психологические приёмы. Жанна верно угадывала слабую струну собеседника и, пользуясь этим, вдохновляла человека на подвиги. Это был ключ к роли.

Но в какой-то момент я погрузилась в образ Жанны слишком глубоко. Я её философию полностью приняла всерьёз. Типа, если идти до конца на самопожертвование, как она, то для тебя нет никаких пределов, запретов и препятствий. Заигралась, короче… А подобное состояние несовместимо ни с профессией актёра, ни вообще с современной жизнью. Тогда нужно просто уходить в монастырь! И если бы не ситуация, когда мне партнёр во время репетиции случайно сломал руку, я бы, наверное, попала в сумасшедший дом. А так репетиции остановились...

– И чем же закончилась эта драматическая история?

– В один день Табаков поставил жёсткое условие: либо ты сегодня вечером сыграешь премьеру, либо спектакля вообще не будет. Как и судилище над Жанной, это была экстремальная ситуация. А я человек экстремальных ситуаций, очень хорошо чувствую себя в подобной атмосфере. И вот этот странный парадокс, что удивить мир можно только собой, воплотился во время того премьерного спектакля. Я не помню ни числа, ни времени года, но этот вечер родил меня как актрису.

– Евдокия, современные женщины могут быть и министрами, и депутатами, и космонавтами. Но готовы ли они, как Жанна, к самопожертвованию?

– Ну была же, например, мать Тереза. Она помогала многим, выполняла некую миссию, можно сказать, жертвуя собой. И у Жанны была великая цель – спасти страну. Сейчас ради спасения страны будет кто-то жертвовать собой? Трудный вопрос...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram