Народная артистка России Татьяна Львовна ПИЛЕЦКАЯ сыграла в классике советского кино: «Княжна Мэри», «Белинский», «Разные судьбы», «Дело №306», «Олеко Дундич», «Таёжная повесть» и др. За ней ухаживали знаменитые советские красавцы-актёры, а после Венецианского фестиваля 1957 года – и многие мировые звёзды. Но популярная актриса никогда не расслаблялась в лучах славы и любви, а продолжала работать. Только в 2013 году Татьяна Львовна снялась в двух сериалах – «Лекарство против страха» и «Тайны следствия – 13». И до сих пор Пилецкая играет в питерском театре «Балтийский дом», где репетирует новую пьесу о любви.
- В 1946 году вы снялись в маленькой роли в знаменитом фильме «Золушка» – с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, Фаиной Раневской. Голова не кружилась от такого созвездия?
– Мне было 17–18 лет, я была просто счастлива! Мы с мамой в те годы жили очень тяжело: карточная система, нужно было зарабатывать. А за съёмочный день платили 4 рубля 50 копеек. За счастье было играть даже в массовках. В «Золушке» было много сцен бальных танцев. Меня киношники уже знали, вот и пригласили участвовать в балах. Помню, сшили мне очень красивое голубое парчовое платье, и я была просто на седьмом небе. Снимали в павильонах «Ленфильма». Я ходила, смотрела на Раневскую, на Гарина. Это всё было для меня так ново, так волнующе. Жеймо перед каждым крупным планом делали свеженький грим, потому что она была уже не девочкой. Всё-таки 37 лет, а как юную Золушку сыграла! Прекрасные партнёры! Мне вообще с партнёрами везло всю жизнь.
– Вам везло и с ролями в замечательных картинах. А были такие фильмы, куда вы пробовались, но не попали по каким-то причинам?
– Были. В моём архиве лежит большая папка с фотопробами. Иногда пересматриваю эти фотографии. Это и Дездемона в «Отелло» Сергея Юткевича, и «Дон Сезар» Иосифа Шапиро, и «Первые радости» Владимира Басова. Много было ролей, которые я хотела сыграть, но они прошли мимо меня. Конечно, моя внешность в те годы не очень вписывалась. Как правило, героинями экранов были колхозницы, комсомолки, ударницы. А какая из меня колхозница, передовик производства? Я пыталась даже в платках сниматься, чтобы лицо в глаза не бросалось. Помню, когда Владимир Фетин пробовал меня в «Донскую повесть», мне даже наклеили курносый нос…
– В 2009 году вы сыграли в сериале «Вербное воскресенье» бывшую балерину. Вам, наверное, особенно дорога и близка эта роль – вы же окончили Вагановское хореографическое училище?
– Я действительно занималась балетом и даже позировала известному скульптору Алексею Пахомову в образе танцовщицы для знаменитой фарфоровой статуэтки «Юная балерина». Она до сих пор хранится в Русском музее.
Когда-то очень давно в хореографическом училище открылся драмкружок, и я первая прибежала туда, сыграв вскоре Снежную королеву. Окончив училище, танцевала в кордебалете Театра музкомедии. Но уже тогда параллельно снималась в кино…Что касается «Вербного воскресенья», то да, мне дорога эта работа. Я очень полюбила своих партнёров – Катю Гусеву, Свету Иванову, Катю Вилкову и Юрочку Батурина. Замечательные актёры, великолепный режиссёр Антон Сиверс, который своей манерой работы напоминает мне Григория Михайловича Козинцева, моего первого режиссёра.
– Вам ведь везло и с режиссёрами!
– Слава богу, режиссёры у меня были мощные. Всегда чётко знали, что хотят снять и как. Сегодня же на съёмках я часто сталкиваюсь с тем, что режиссёр с оператором постоянно спорят: «А давайте снимем с того угла… Нет, давайте лучше с этого». Леонид Давыдович Луков приходил на съёмочную площадку с раскадровкой каждой сцены, он уже до съёмок не только видел, но и слышал всю картину. Обязательно – репетиции. А сейчас… Я снималась в 16-серийной картине. Восемь серий снимал один режиссёр, остальные восемь – другой. Как такое может быть – совершенно не понимаю.
– Татьяна Львовна, ведь ваши дочь и внучка не захотели стать актрисами?
– Когда моей дочке Наташе было лет десять, мне предлагали её снимать. Но я видела, что у неё нет особого желания, и отказывала. Зачем морочить голову ребёнку? Она окончила Ленинградский университет, владеет несколькими языками. У неё своя турфирма. А внучка Лизочка окончила Художественно-промышленную академию имени Штиглица (Мухинское училище), она – художник, работает в Русском музее. Мои три книжки она оформляла.
– Как вам удаётся так хорошо выглядеть, сохранять позитивный настрой?
– Это потому, что я в деле! Сейчас репетируем новый спектакль «С любовью не шутят» по пьесе Альфреда де Мюссе. Недавно позвонили из Москвы – хотят снять обо мне документальный фильм. Я всё время в круговерти моей профессии. Я просто не имею права выйти на улицу кое-как одетая, прийти в театр непричёсанная, неприбранная. Я обязана! Девчонки мои балетные, у них ноги больные, потому что они все протанцевали по 20 лет, спрашивают: «Тата, неужели ты ходишь на каблуках?» Конечно! В спектакле «Деревья умирают стоя» в постановке Александра Аркадьевича Белинского я пою и танцую на каблуках. А как же иначе?