Аргументы Недели → Культура № 7(41) от 15.02.2007

Граф Толстой пугает страшно

, 15:07

«Власть тьмы» на сцене Большого драматического театра в постановке Т. Чхеидзе – полотно поистине эпическое. И это без доли иронии. И по форме, и по содержанию. О форме позаботились создатели спектакля, а о содержании – Лев Николаевич, взявший сюжет из газетной криминальной хроники и создав произведение в жанре «моралите», то есть поучительной истории с моралью.

В постановке Т. Чхеидзе все компоненты подобраны правильно, все на своем месте и все работает. Правда, селяне и селянки говорят на странном деревенском наречии. Но, по крайней мере, веришь, что все они из одного села. Главный герой Никита (известный по сериалам могучий красавец с усами – Д. Быковский), убивец собственного дитя, потрясенный тем, как «косточки хрустят». Сыгранный поначалу не без юмора и иронии, с истинным трагизмом приходит в финале к своему оперно-величавому раскаянию – «Прости, мир православный!» В спектакле имеется и подлинная удача – Аким в исполнении В. Ивченко. Трогательный, по-детски наивный и беззащитный. Воплощение совести.

Все в этом спектакле достойно и правильно. Только не покидает мысль, что часто слишком назидательно и понятно, а часто вроде и не про нас вовсе. Про каких-то далеких аборигенов.

Про спектакль «Живой труп» Александринского театра в постановке В. Фокина этого не скажешь. Здесь все уж слишком про нас и именно поэтому не всегда понятно – зачем? Все действие вынесено на лестничную клетку, крутится возле шахты лифта, а уж петербуржцам ли не знать, что там происходит и чем пахнет. Антрактом пренебрегли вовсе, уложив толстовские страсти в каких-то два часа.


А собственно, какие страсти? Вот Лиза (М. Игнатова), разлюбившая мужа, пытается создать новую семью, вот мается с похмелья Федя Протасов (С. Паршин). Именно мается. Ни любви, ни страсти, ни куража, ни ги
бельного восторга. Ни отчаяния. Убрал режиссер из пьесы тему цыган и роковой Маши – и из спектакля будто выдохнули воздух, лишив космического.
 
Исполнителя главной роли этой роли лишили, посадив в клетку режиссерских концепций. В буквальном смысле – в клетку лифта, в которой он проведет большую часть спектакля в похмельном сушняке. Сюда к нему забредает Маша с бутылочкой и закуской. Стриженная под мальчика, она больше напоминает интеллектуалку-унисекс с книжкой Мураками и разговорами о новой волне французского кино. Вдруг ни с того ни с сего заговорила о любви. Естественно, была категорически отвергнута – какая уж любовь с похмелья. И вообще – с чего стреляться, в чем трагедия? Актера просто лишили возможности хоть что-то сыграть – страсть, тоску, бунт. Ничего нет! А ведь еще живы люди, помнящие в этой роли, на этой сцене великого Николая Симонова. Но в этом спектакле для настоящего героя места не нашлось.
 
А для так любимой Толстым и Федей Протасовым цыганской народной песни «Невечерняя» место нашлось. Под ее блатное, кабацкое исполнение нехорошие судебный следователь с надзирателем тискают голых девушек в борделе перед допросом бедной Лизы. Режиссер мужественно борется с автором. Ну-ну.
 
Побаловался драматургией Лев Николаевич Толстой. То ли в шутку, то ли всерьез… А мы теперь гадай, с какого боку к этому делу подступиться, – у него уже не спросишь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram