По первому образованию Елена НИКОЛАЕВА – артистка балета, окончила школу-студию И.А. Моисеева. Одно время танцевала в ансамбле песни и пляски ПВО «Небо России». В 2006 году окончила ГИТИС, стала сниматься в кино.
В её творческом багаже роли в таких фильмах и сериалах, как «Девочка» (за эту работу Елена получила специальный приз на фестивале Андрея Тарковского «Зеркало»), «Моя вторая половинка», «Дом на набережной», «Ванечка», «Я вернусь» и др. Сейчас Елена Николаева блистает на сцене Театра наций.
- Елена, у вас около тридцати фильмов, много главных ролей. Как выбираете, где сниматься, есть какие-нибудь правила: здесь соглашусь, а тут – ни за какие деньги?
– Для меня в первую очередь важен сценарий. Там по первым строчкам всё ясно – пишет машина или человек. Язык, качество монологов, сюжетные линии. Если понимаю, что совсем полная ерунда, отказываюсь.
– Часто такое бывает?
– Бывает… Но вот недавно, например, с удовольствием снялась в многосерийном телевизионном фильме режиссёра Тэмо Эсадзе «Братья и сёстры» по роману Фёдора Абрамова. Прекрасный материал, это настоящая эпопея, картина охватывает период с 20-х по 70-е годы прошлого века. Сложные отношения между людьми. В общем, очень хорошее кино, которое лучше не пересказывать. Это надо смотреть. Там все герои – сильные духом. Не то что в наше время.
– Дебютировали вы в романтической комедии о российской армии «История весеннего призыва». Что было интересного на съёмках, чем запомнилась первая работа в кино?
– Если честно, я там прежде всего получила бесценный жизненный опыт: когда на улице холодно, не надо купаться в реке. Съёмки были осенью, все ходили в пуховиках, а мы с актрисой Кариной Разумовской плавали в Оке. Потом долго болела… Поэтому и не считаю эту картину своей первой полноценной работой. Первые серьёзные – «Неваляшка», «Пером и шпагой». И конечно,«Девочка» – на сегодня главный фильм в моей жизни. Режиссёру Елене Николаевой, моей полной тёзке, я очень благодарна. С ней ты всегда понимаешь, что занимаешься искусством. «Девочка» – это история вчерашней школьницы, которая попадает в плохую компанию, принимает наркотики, потом начинает их продавать и в итоге оказывается на зоне. После выхода фильма мне приходило много писем с зон – я слышала, там даже были специальные просмотры этой картины, в воспитательных, так сказать, целях. Писали сидельцы, но больше – матери, у которых дочери оказались в похожих ситуациях. «Спасибо, что вы затронули тему женских судеб за колючей проволокой» – таков был основной лейтмотив писем. Фильм вышел в 2008 году, но мне пишут до сих пор, особенно после повторов на ТВ. Значит, все эти проблемы в нашей российской действительности до сих пор актуальны.
– Елена, на какие жертвы вы готовы пойти ради искусства? Масса примеров, когда актрисы, скажем, снимались на девятом месяце беременности…
–И я на девятом месяце играла! И как только родила – через неделю – опять стала регулярно выходить на сцену. Но вот что касается экспериментов над своей внешностью, фигурой… Если надо побриться наголо – это точно не мой вариант. В общем, я не считаю, что играть беременной – такая уж жертва. А вот плавать в холодной воде – жертва неоправданная!
– Как вы считаете, есть у нас современные актёры, которых можно хоть как-то соотнести с представителями старой актёрской школой, на образах которых воспитывались многие поколения артистов?
– Конечно есть. Школа у нас, слава богу, осталась. И, надеюсь, никуда не денется. Пока наши мастера в состоянии нам передать то, что умеют, всё будет хорошо. Например, благодаря нашему педагогу Олегу Львовичу Кудряшову у нас, я считаю, был очень сильный курс. Юля Пересильд, Женя Ткачук, Паша Акимкин, Наташа Ноздрина… У нас очень много хороших актёров!
– С Юлией Пересильд вы вместе играете в Театре наций, которым руководит Евгений Миронов. В чём особенность этого театра, чем он отличается от какого-нибудь старого доброго академического?
– Сейчас я играю в Театре наций шесть названий. Здесь особая атмосфера, здесь всё родное. И я очень рада, что он не академический! Значит, нет таких жёстких рамок. Но всё равно эта сцена – старинного театра Корша, с удивительной историей. Однако в современном театре актёр должен быть синтетическим. В нашем на сцену выходят именно такие артисты. И репертуар у нас рассчитан на все вкусы: Еврипид, Шекспир, Чехов, Дунаевский. От древности до современности, от классической пьесы до оперетты и мюзикла. Мне кажется, любой зритель найдёт в Театре наций то, что ему будет интересно. Пусть не этот спектакль, значит, другой.
– Елена, в мелодраме «Моя вторая половинка» ваша героиня Варвара находит своё счастье по «большому количеству совпадений»: любят одну и ту же музыку, книги, у них общие увлечения. Можете посоветовать нашим читательницам, как им найти и определить, вторая это половинка или нет?
– Ой! Здесь я вообще не советчик. Во-первых, всё очень сложно, индивидуально, а во-вторых… Если бы знала, сама бы не ошибалась!