Аргументы Недели → Культура № 46(388) от 28.11.2013

Про уродов и балет

, 17:33 , Заместитель Главного редактора

В Мещанском суде Москвы подходят к концу слушания по делу о нападении на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. Уже допрошены все основные свидетели как со стороны обвинения, так и защиты. В результате картина преступления, совершённого снежным вечером 17 января, восстановлена буквально по минутам. Приговор уже не за горами.

Однако радоваться, что справедливость скоро восторжествует, не получается. Во-первых, здоровье С. Филина сильно подорвано, и никто не может сказать, восстановится ли когда-нибудь у него зрение. Тем более в последние дни опять возникли неожиданные проблемы с глазами. Во-вторых, Большому театру нанесён серьёзный репутационный ущерб. От непрерывных скандалов страдают многие великолепные артисты.

На вернисаже как-то раз случайно встретила я вас

В конце прошлой и начале этой недели в Мещанском суде допросили подозреваемого в организации нападения ведущего солиста ГАБТ Павла Дмитриченко, его подельников и свидетелей. В числе последних были народный артист России Николай Цискаридзе и гражданская жена обвиняемого балерина Анжелина Воронцова. Понятно, что всё это снова вызвало ажиотаж среди журналистов.

Обвиняемый Дмитриченко подробно рассказал обо всей своей не очень длинной жизни. Однако суд интересовали подробности нападения. Но и тут ему пришлось начинать издалека. Выяснилось, что в 2010 году артистам театра были предоставлены земельные участки в Ступинском районе Подмосковья для строительства дач. Дмитриченко стал там часто бывать и случайно познакомился с местным уголовником Юрием Заруцким, ранее отсидевшим 7 лет за причинение тяжкого вреда здоровью.

Сама по себе история такого спонтанного знакомства одного из лучших танцовщиков Большого и матёрого уголовника выглядит, как говорится, сочинённой совсем уж для лохов. Тем не менее именно её (видимо, за неимением лучшей) всё время придерживался обвиняемый. По версии экс-артиста балета, после знакомства Заруцкий по своей инициативе стал постоянно звонить ему и предлагать услуги. В свою очередь Дмитриченко рассказал о «беспределе», царящем в театре: Филин зажимает, не даёт танцевать, обижает красивых балерин.

Восстание ступинского «Спартака»

Во время допроса обвиняемый утверждал, что один раз худрук вообще наорал на кордебалет и пообещал артистам, что если они будут танцевать вполноги, то он заменит их уродами. В том смысле, что пусть лучше танцуют уроды, а не такие красавчики, но зато они всё исполнят как надо. И раз артисты ходят по сцене пешком, то теперь они должны будут посещать классы. Обвиняемому туда ходить совсем не хотелось, и он возмутился. После чего, по его словам, начальство подвергло «смелого» артиста «репрессиям». Из рассказа Дмитриченко получалось, что худрук – настоящий сатрап: душитель свободы. Себя же артист считает защитником и предводителем угнетённых танцовщиков, находящихся в театре чуть ли не на рабском положении.

По версии обвиняемого, такие порядки возмутили вольнолюбивого ступинского уголовника. Он так испереживался за русское искусство, а особенно за балерин, что выступил с инициативой «поговорить» с Филиным. То есть, как это принято у рецидивистов, – грохнуть. Тем более уголовник якобы планировал отдать свою малолетнюю дочь в балет и не хотел, чтобы она повторила «ужасную» судьбу какой-нибудь гонимой начальством примы-балерины Большого.

Тут следует напомнить читателям, что «АН» не пересказывают анекдот, а знакомят их с реальной версией, на днях прозвучавшей в Мещанском суде столицы. Согласитесь, озвученная история действительно выглядит как-то уродливо. Впрочем, исходя из письменных показаний ведущего солиста театра, оглашённых в суде, грохать кого-либо П. Дмитриченко категорически отказался. Но пообещал Заруцкому 50 тыс. рублей за то, что тот побьёт Филина. Тем не менее во время допроса обвиняемый утверждал, что просто одолжил такие деньги уголовнику, а тот взамен дал расписку.

Все бегут

Да и вообще, по словам Дмитриченко, он не подозревал, что Заруцкий уголовник. Тот позиционировал себя как… спортсмен. В момент оглашения этих показаний всё происходящее стало напоминать натуральную кинокомедию. Помните, в «Джентльменах удачи», когда бетон оказался действительно хорошим, Леонов скомандовал своим подопечным преступникам, оставшимся в одних семейных трусах: «Прямо так пойдём. Пусть думают, что мы спортсмены». Словом, судья должна была представить, что артист, как и киношный очкастый интеллигент в бабочке, при знакомстве спрашивал уголовников:

– Вы из какого общества, ребята?

– «Трудовые резервы».

– А что, «Динамо» бежит?

– Все бегут!

Тем не менее, как выяснилось в суде, в реальной жизни юмора было мало. События после обещания бандита разобраться с С. Филиным развивались стремительно.

Январский триллер

17 января Заруцкий якобы опять предложил «поговорить» с худруком. По словам Дмитриченко, он согласился – но не воспринимал всё всерьёз и к тому же не просил никого обливать кислотой. Однако помог бандиту: несколько раз позвонил ему и рассказал о маршруте передвижения С. Филина.

Когда дело было сделано, Заруцкий позвонил уже сам и попросил три тысячи рублей – за бензин. Дмитриченко был на мели и взял взаймы у другого артиста балета Батыра Аннадурдыева. Который опять-таки по счастливой случайности находился в тот момент с ним в одной машине. Затем обвиняемый пересел в автомобиль «спортсмена» и отдал деньги. Заруцкий сломал телефон, по которому ведущий солист звонил ему, и на вопрос: «Ну как там?» ответил: «Всё, захе...л».

Домой П. Дмитриченко вернулся уже ночью и услышал, как Анжелине позвонил её педагог г‑н Цискаридзе. Он сообщил, что С. Филина облили кислотой. По словам артиста, после этого он всю ночь был в шоке и очень переживал. Однако сдаваться в полицию не пошёл, а поехал к уголовнику и тихим голосом спросил его, зачем он это сделал. Тот успокоил: «Ничего страшного, это была моча». Тем не менее Дмитриченко предложил вместе явиться с повинной, но Заруцкий схватил его за горло: «С..а, если пойдёшь в полицию, я с твоей девушкой и твоей семьёй сделаю то же самое!» Интересно, а этот сюжет из какого триллера?

Поэтому Павел решил не рисковать и не пошёл сдаваться. Он поехал в Большой, где спокойно танцевал несколько месяцев, вплоть до самого ареста. Вот такая невероятная сага, в которую, впрочем, почти никто не верит. Кроме родственников и некоторых знакомых обвиняемого. В том числе г-на Цискаридзе, который тоже был допрошен в суде.

Филин должен онеметь?

Свои показания г-н Цискаридзе начал с того, что охарактеризовал обвиняемого как способного мальчика. Затем он зачем-то оговорил его. Мол, сам Николай танцевал положительные роли, а Павел – отрицательные: «В «Щелкунчике» я был Принцем, а он – Королём мышей». Но г-н Цискаридзе недоговаривает. Дело в том, что любителям балета и своим фанатам он известен как прекрасный исполнитель роли Злого гения из балета «Лебединое озеро», а также партии злой феи Карабос из балета «Спящая красавица». В то же время Дмитриченко кроме отрицательных персонажей перетанцевал и массу положительных героев – даже вождя восставших рабов Спартака,которого он, похоже, и продолжает играть, находясь за решёткой.

Подобная забывчивость народного артиста, конечно, мелочи. С кем не бывает – тут помню, тут не помню. Удивляет другое. Среди компромата на С. Филина, обнародованного свидетелем в суде, были и совсем уж невероятные претензии. Оказывается, г-на Цискаридзе задевало то, что худрук просил обращаться к нему на «вы» и по имени отчеству.

Дальше – больше. Народный артист опять выразил сомнения, что вред, причинённый здоровью Филина, серьёзен: «Когда я услышал про серную кислоту, это был шок и ужас, но, когда я потом увидел его по телевизору, понял, что всё не так. Мы все знаем страшные истории, когда люди, облитые кислотой, не могут нормально говорить спустя несколько лет, а Филин разговаривал достаточно хорошо уже через два-три часа».

Получается, для того чтобы г-н Цискаридзе прекратил свои нападки и выразил хоть какое-то сочувствие пострадавшему, тот должен не только ослепнуть, но и онеметь. В результате гениальный танцовщик продемонстрировал человеческие качества, которые ставят его на один уровень со ступинским бандюганом Юрой Заруцким. Вот таких людей наше Министерство культуры назначает руководить ведущей балетной академией страны в Санкт-Петербурге. Пусть учит детишек.

Что касается суда, то, по некоторым данным, он продлится до Нового года. «АН» продолжат следить за его ходом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram