В рамках проекта «Лучшие спектакли европейской сцены», показавшего петербургской публике работы режиссёров из Латвии, Эстонии, Германии и России.
Предвосхищая открытие фестиваля, Василий Панкратов, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга сказал: «”Балтийский дом” каждый год приносит зрителям новые удовольствия и новые открытия, а нынешний фестивальный девиз “Русские!” словно призывает к необходимости осознания того места, которое наша литература, наше наследие занимают в мировом культурном контексте».
Действительно, большая часть программы основана на произведениях русской литературы, но представителей других культур, скорее, занимала не сама литература, а скрытые в ней тайны русской души. Даже открылся форум одноимённым девизу фестиваля спектаклем голландского режиссёра Иво ван Хове и театра «Тонеельгруп Амстердам» «Русские!». В основе постановки пьесы Антона Чехова «Иванов» и «Платонов», события которых перенесены в современность. Увы, пятичасовое действие больше напоминало детскую игру «в русских», и идущая «стенка на стенку» интеллигенция, произнося с акцентом «Марфутка Бабакин», ни на йоту никого не приблизила к разгадке русской души. Но актёрская игра была именно «от души»: русские беспрестанно выясняли отношения, обязательно что-нибудь бросали, разговаривали на повышенных тонах и стучали снятыми пиджаками то по металлической конструкции декораций, то и просто по полу.
Тему русских души и характера затрагивали и несколько спектаклей, сыгранных в рамках проекта «Лучшие спектакли европейской сцены», но далеко не во всех наши соотечественники были так агрессивны, как в работе ван Хове. Так, Новый Рижский театр и режиссер Алвис Херманис сделали публике удивительный подарок — постановку «Обломов», которой название «Русские» подошло бы гораздо больше.
В более чем подробных, реалистических декорациях (мебель позапрошлого века, круглая печь, подкопчённая лепнина высокого потолка, засаленные обои, огромные белые двустворчатые двери, подзоры и вышитые наволочки) перед зрителями с юмором и без стеснения, посредством детальной актёрской игры выворачивается «на левую сторону» искомая загадочная русская душа. Она, оказывается, способна лишь мечтать и строить прожекты, тратить силы на утопические планы и эмоции и абсолютно не способна ни к какому на свете действию, если не считать за таковое доброту, которой в герое Гундарса Аболиньша даже с избытком. Обаяние доброты (добротой исполнена и вся постановка Херманиса) бездеятельного Ильи Ильича настолько велико, что даже рациональный Штольц в финале спектакля возьмёт и приляжет на опустевший уже диван Обломова, словно попытается занять его место, взглянуть на мир его глазами. А разгадка ОбломоваАболиньша в том, что Илья Ильич — всего лишь неповзрослевший ребёнок, постоянно прячущий голову в песок от взрослой ответственности. Вроде, как все дети, он хочет вырасти, но безумно этого боится, а окружающие его взрослые принимают этот страх, приводящий к постоянному бегству от реальной жизни, за лень…
Люк Персеваль и гамбургский театр «Талия» предъявили постановку по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Объять необъятное помогла идея взглянуть на события, происходящие в семье со сложными межродственными отношениями, с точки зрения Алёши Карамазова. Саморазрушающийся мир отца и братьев молодой человек воспринимает отстранённо. И неясна природа существующей в спектакле насмешки над прочими громко эмоционирующими героями. Порождена ли она еще одним сторонним взглядом — режиссёрским? Или сдержанному внешне Алеше всё происходящее на деле мнится смешным? Скорее, первое: судя по тому, как герой заглушает свою внутреннюю, душевную боль звонарством (глубокое сценическое пространство сплошь занято металлическими трубами — аналогами колоколов), молодому Карамазову жизнь уже никогда не покажется смешной…
Из российских спектаклей в проект «Лучшие» вошла постановка Кирилла Серебренникова «Сон в летнюю ночь» («Седьмая студия»). До возвышающего нас обмана болезненной бесовщине тиражированных Серебренниковым британских паков далеко. Сотворённый на уровне психофизиологии спектакль выносит из единого сказочного шекспировского текста отдельные реалистические «главы». Тут просто выясняют друг с другом отношения мужчины и женщины: лесные божества, выпускники отечественной школы, взрослые люди. Режиссёр частями изымает из единого текста пьесы разные группы героев, структурируя спектакль на отдельные истории, дополняя шекспировские слова и шекспировские сюжеты. Бесовщина, угнездившаяся в головах существ, которым без психоаналитика уже никуда, словно утверждает, что душа-то у человечества есть, но на всех одна, и она давно уже нездорова…
Но финальный аккорд фестиваля прозвучит ещё не скоро. Лишь 19 и 20 ноября, когда в большом отрыве от основной программы будет показана постановка Римаса Туминаса «Евгений Онегин» (театр им. Е. Б. Вахтангова), признанная одним из самых красивых спектаклей минувшего сезона в Москве, он будет считаться завершённым. Что станет предметом исследования и девизом следующего фестиваля — пока неизвестно.