В Санкт-Петербурге закончился сентябрьский киномарафон, который в прошлом году назывался кинофорумом. Тогда этот эксперимент объединил в одной неделе четыре кинофестиваля: CПбМКФ, «Виват кино России!», «Начало» и «Послание к человеку». В этом году фестиваль отечественного кино «Виват кино России!» отправился в самостоятельное плавание, а «Послание к человеку» – старейший фестиваль документального, анимационного и короткометражного кино – отпрянул от СПбМКФ на целую неделю. Так что от амбициозного СПбМКФ ничто не отвлекало. Вот я и решил посмотреть, что это за фрукт такой – Международный кинофестиваль в Санкт-Петербурге.
На СПбМКФ мировых премьер, разумеется, нет. Это форма фестивального показа фильмов, не купленных для проката в России. То есть мы имеем дело с фестивалем фестивалей. Что же верховодило подбором фильмов на этот раз?
Большинство отобранных фильмов рассказывают о жизни агрессивной мужской биомассы, преимущественно юношеского возраста. Скажем, в фильме «Бремя вины» немецкого режиссёра Ларса-Гуннара Лотца речь идёт о Бене, который бандитствовал на улицах и грабил одиноких тёток. Одна из них, у которой случился выкидыш после истязаний мерзавца, оказывается женой социального работника Никласа, взявшего Бена на перевоспитание (такое в Германии возможно). Но когда произойдёт узнавание, Никлас отвезёт мерзавца обратно в тюрьму, и перевоспитание закончится крахом. Что ж, за политику мультикультурности (Бен явно не ариец) надо платить.
Другой альфа-самец родом из Сербии. В фильме «Водоворот» Бояна Вук Косовчевича это Богдан – лидер группировки скинхедов. Он лыс и небрит и чем-то всё время недоволен. Вокруг него другие лысые и небритые агрессивные парни, от которых просто тошнит.
Но особый интерес фестиваль испытывает к будущим альфа-самцам. Пока это подростки, но уже убийцы. В фильме «Апачи» режиссёра Тьерри де Перетти это группа юных корсиканцев родом из Северной Африки, которые развлеклись однажды ночью на вилле в отсутствие хозяйки – богатой француженки. Когда она возвращается, то обнаруживает пропажу вещей. Местный криминальный авторитет, гарантировавший богачке надёжность покупки виллы, объявляет поиск «апачей». Те, боясь, что их приятель, которому было доверено присматривать за виллой, сдаст их, решают его казнить и стреляют в него из коллекционного ружья, украденного на вилле. Потом возвращаются на место преступления, чтобы тело приятеля захоронить «по-человечески». И руками роют ему могилу, как будто в машине не было лопатки. Очень весёлый фильм.
Другой молодой урод живёт уже в Хельсинки. Это 14-летний Симо из фильма «Бетонная ночь» режиссёра Пирьо Хонкасало. Симо живёт в страшном спальном районе, где всё время льётся вода по бетонным сваям. Чтобы попасть в свой многоквартирный дом, Симо должен зачем-то спускаться в железобетонный подвал-парковку, где нет ни одной машины. Да и людей в спальном (!) районе вообще нет. И в дом напротив вселяется модный фотограф и эстет нетрадиционной ориентации, который положил глаз на Симо. Да не верю! Не живут по соседству с Симо модные фотографы. Вся история насквозь фальшивая, а юный герой оказывается ещё и садистом. Он не просто избивает фотографа, но ещё и душит его, лежащего в крови, своим белым башмаком.
Агрессия самцов в конкурсных фильмах просто зашкаливает. В отечественном фильме «Околофутбола» Антона Борматова – это футбольные хулиганы, которыми могут быть как автослесари, так и университетские преподаватели. Главное для них вовсе не футбол, а своя мускулинная идентификация при помощи драк на кулачках. А если на кого-то из своих нападёт среднеазиат или кавказец, то смерть чужакам! Сдаётся, что тут надо поосторожнее с моральным балансом – может быть, поэтому жюри под председательством Сергея Бодрова отказалось рассматривать «Околофутбола» как конкурсную ленту.
Не успел закончиться СПбМКФ, который окунул нас в мир насилия, как открылся 23-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку», окунувший нас в мир гуманизма. Среди многочисленных программ фестиваля меня привлёк конкурс полнометражного документального кино. Могу выделить несколько фильмов, которые произвели впечатление. Это фильм Тинатин Гурчиани «Машина, в которой всё исчезает», где создаётся портрет современной Грузии глазами молодых людей и девушек, пришедших к режиссёру на кастинг. И это совсем не парадная Грузия, где все пляшут и поют и пьют из рога изобилия. Это деревни, где остались одни умирающие старики и старухи. Или юноша, предпочитающий погибнуть на войне, чтобы его имя написали на доске героев, нежели прозябать в повседневной скуке. Или девушка, проводящая полдня в ванной, чтобы смыть «усталость от жизни». Или юноша, который в претензии на родителей, не спросивших у него разрешения на рождение. Фильм, мягко говоря, мрачноватый, но разрушающий образ гламурной Грузии с реками из хванчкары и ручьями из саперави.
А Гран-при фестиваля «Золотой кентавр» достался трогательному бельгийскому фильму «После неё» режиссёра Александры Канди Лонге, которая создала изобразительный ряд гибели всего живого после смертоносного урагана «Катрина», опустошившего Новый Орлеан. Виртуозно работая со стихией воды, режиссёр погружает нас в атмосферу этого ужаса через воспоминания немногих уцелевших.
Без приза остался Виталий Манский со своим фильмом «Труба», о котором я уже писал в статье о «Кинотавре». Думаю, что фильм, рассказывающий в микроновеллах, как выглядит жизнь наших современников от Уренгоя до Берлина, надо обязательно посмотреть. Одним – ближе к Уренгою – сутками копают могилку в вечной мерзлоте. Другим – ближе к Берлину и на нашем, естественно, газе – минутка, и вот вам уже урна из крематория. И так далее, всего не перескажешь.
На этом я прощаюсь с вами на месяц, до ноября, когда состоится очередной Римский МКФ. В этом году там покажут фильм Алексея Германа «Трудно быть богом».