Аргументы Недели → Культура № 33(375) от 29.08.2013

Гергиев не идиот

, 17:49 , Писатель, критик, драматург

Загадочная история произошла на днях в информационном поле России: появилось утверждение, будто Валерий Гергиев собирается объединить в единое целое Мариинский театр, Консерваторию, Академию балета имени Вагановой и Российский институт истории искусств. И что это будет некий «Национальный центр искусств». Что за бред?

В источнике  – материале, опубликованном в журнале «Форбс», – фигурировало письмо, то есть даже черновик письма, подписанный не Гергиевым, а работником Министерства культуры по имени Никита Степанов.Согласимся, что никакой Степанов не имеет таких полномочий – предлагать президенту объединить балет с консерваторией. Я, кстати, знаю этого Степанова – энергичный молодой человек, юрист, ни малейшего отношения к культуре не имеет. Вряд ли даже в полдень отличит, к примеру, Стадлера от Гантварга, а отличать-то придётся, ежели молодой человек желает подвизаться в нежной сфере культуры. Хотя, мне кажется, он ошибся поприщем.

Но Степанова СМИ отбросили как досадную помеху. Было объявлено, что это именно Гергиев сочиняет (наверное, в антрактах между действиями опер Вагнера) проект объединения Мариинки с Вагановским училищем, РИИИ и Консерваторией.

Администрация президента и Мариинский театр ответили, как полагается титанам госбюджета: знать ничего не знаем. Академия балета раздражённо сказала: вздор. А вот из Российского института истории искусств подтвердили – и Гергиев, и Степанов, и Мединский специально посещали здание на Исаакиевской площади, после чего завертелись события с увольнением директора, планом реформ и прочее. Что косвенно указывает на присутствие определённых замыслов: здание РИИИ наилучшим образом подходит для размещения дирекции новообразованного «Национального центра искусств».

Немедленно, как из-под земли, выскочили в Интернет неведомые «доктора филологических наук» и согласно закивали: план Гергиева – это высшее достижение человеческого разума, потому что и Консерватория, и Академия балета как раз поставляют кадры для Мариинского театра. То есть это такие подразделения Мариинки, и совершенно логично, что они должны для создания уже абсолютно светлого будущего слиться с нею в акте административного восторга.

Это вы соврали, «доктора наук». Консерватория и Академия балета поставляют кадры не для Мариинки, а для всего города Петербурга, для всей России и для всего мира. (В городе Петербурге есть несколько музыкальных театров и даже среди них Мариинский – не лучший.) Именно поэтому «план Гергиева» нехорош: ибо подчиняет интересам своей корпорации то, что должно служить и принадлежать общему делу, культуре в целом.

Но существует ли он, «план Гергиева»? Или в недрах Министерства культуры созрел заговор, прикрывающийся Гергиевым, – вот в чём вопрос.

Я склоняюсь ко второй версии. Гергиев – действительно носитель пугающей, нечеловекоразмерной энергетики, но он не идиот. Придумать такую дурную историю с объединением всего под собой он не мог – даже на стадии замысла это вызывает бурю ненависти и отторжения. Консерватория костьми ляжет, но не пойдёт «под Гергиева». Академия балета дойдёт до восстания балетных масс. Даже смирный РИИИ бушевал почти полгода и вовсе не сдался. И создать такую конфликтную ситуацию на ровном месте может только тот, кто слабо разбирается в людях культуры и самой культуре. И это – не Гергиев. Мы с вами примерно представляем, где могут компактно трудиться лица, слабо разбирающиеся в культуре, не правда ли?

Гергиева, я полагаю, затянули в этот бред «энергичные люди». Которые видят, что стоят без толку свежеотремонтированные здания в центре города (Консерватория, Академия балета и РИИИ – справили недавно юбилеи, блистая красотой). Тогда как под «Национальный центр искусств» можно выбить нехилый бюджет и немало дополнительных ставок. Министерство культуры – вещь прелестная, но очень уж ненадёжная, зависит от положения правительства, а если его отправят в отставку? И ведь отправят. Куда тогда податься труженикам Минкульта, чтоб не утерять по дороге привычное ощущение своей бесконечной ценности?

Вот куда: к посланнику и оплоту вечности, к маэстро Гергиеву, которого никто в отставку отправить не может, потому что он не какой-нибудь бессмысленный функционер, а мировой авторитет в музыке, профессионал и талант.

Поэтому, по моим предположениям, и заклубились «тайны мадридского двора», ведь чиновники любят, чтоб всё было тихо и в сумерках. Гергиев не стал бы таиться, он человек прямого действия: хочу, дескать, и всё! Он повелитель и никогда своих планов не скрывает – он их попросту объявляет. Хитрости, интриги, козни – не из гергиевского репертуара.

А вот тем, кто, прикрывшись именем Гергиева, хочет провернуть дельце по созданию для себя роскошных синекур, – огласка ни к чему. Поэтому всё так противно, точно в кошмарном сне, – дескать, никто не уничтожает РИИИ, а это такая бесконечно полезная реформа для пущей эффективности отечественного искусствознания. Это они уже лет 15 как такой стилёк себе завели. Врут и в телекамеру, главное дело, смотрят. Думают, кто-то что-то не понимает, глядя в их бесстыжие зенки.

Валерию Гергиеву надо гнать от себя поганой метлой таких советчиков, чтоб они не нашёптывали ему в уши, как чудесно было бы объединение всех царств Аполлона под его крыльями. (Кстати, кто высоко летает, тому больнее падать.)

А от Министерства культуры творческие работники вправе смелым и повелительным голосом требовать ПРОЗРАЧНОСТИ всех действий. Стыдно и непозволительно плести заговоры за спиной у честных людей, которые в подавляющем большинстве своём много и тяжело трудятся.

«Национальному центру искусств» – наше решительное «нет». Почему? Потому что он ни для чего не нужен, кроме обогащения отдельных лиц, вот почему.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram