Юлия Ауг стала главным открытием 24-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр», который недавно завершился в Сочи. Она исполнила две главные роли в конкурсных фильмах «Небесные жёны луговых мари» и «Интимные места». За последний Юлия Ауг получила приз «За лучшую женскую роль». Накануне у Юлии был день рождения, и подарок пришёлся как нельзя кстати. Сегодня Юлию всё чаще сравнивают с Нонной Мордюковой и Натальей Гундаревой. Её последние работы в кино показывают, что Ауг – актриса без границ.
- Юлия, поздравляем с победой! Интересно, что премию «за лучшую мужскую роль» получил ваш однокашник Константин Хабенский…
– И я, и Костя родились в Ленинграде, мы знакомы практически с детства. В ЛГИТМиКе (Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии) Костя учился на четыре курса младше, чем я. На «Кинотавре» мы от души поздравили друг друга как старые добрые друзья.
– Но у Хабенского творческая судьба складывалась более успешно, чем у вас…
– Да, одно время я решила уйти в режиссуру, ставила спектакли, снимала кино, училась на ВКСР (Высших курсах сценаристов и режиссёров), это было моё третье высшее образование. Сожалею, что отказалась сниматься у Веры Сторожевой в фильме «Скоро весна» в роли бомжихи Джоконды. Мне тогда казалось, что я невероятно занята и не смогу совместить одно с другим. Теперь я поняла, что это всё от лукавого, самообман, совместить можно любые графики, успеть всё что угодно, если нужно. К примеру, когда я согласилась сниматься в «Овсянках» Алексея Федорченко, у меня был запуск с другим фильмом, мы съездили в Венецию, отобрали натуру, я договорилась с продюсерами, что успею. Но фильм вскоре после запуска закрылся, а «Овсянки» остались.
– «Варенье из сакуры» так и остался вашим единственным большим проектом в кино в качестве режиссёра?
– Да, это мой первый и пока единственный полный метр. Как раз наступал кризис 2008–2009 годов, продюсер забросил картину, и права на её производство долго передавались из одних рук в другие. Так происходило со многими фильмами.
– Вы лично не понесли убытки?
– Я была наёмным режиссёром, сначала работала в качестве второго режиссёра, продюсеры видели, на что я способна, и когда нужно было подхватить проект, я его подхватила.
– Юлия, вы снялись в двух нашумевших фильмах Алексея Федорченко «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари», которые отсылают нас к истокам культуры марийского народа. А у вас самой какие корни? Откуда такая необычная фамилия Ауг?
– Я хорошо знаю, кто я. Точно знаю, кем были мои дедушки, прапрадедушки. Моя бабушка после расстрела моего деда в 1937 году как эстонского шпиона вырезала себя маникюрными ножницами из многих фотографий. Когда начались репрессии, люди зарисовывали свои лица на снимках или вырезали ножницами, чтобы не навредить тем, кого ещё не посадили. Моя старинная фамилия в переводе с эстонского означает «щука», мой папа Артур – наполовину швед и эстонец, мама Геня – наполовину еврейка и полька. Тем не менее я, не имея ни капли русской крови, осознанно считаю себя носительницей русской культуры. Я родилась в Ленинграде, воспитывалась на русской литературе и истории, мой родной язык – русский.
– В фильме «Небесные жёны луговых мари» вы говорили на марийском языке. Это было сложно?
–Сначала мне прислали новеллу с марийскими словами диалогов на русском языке, транскрипции с ударениями, затем звуковой файл, записанный носителями языка. Но оказалось, что это были носители языка – не луговых мари, а горных! Пришлось переучивать, и это был просто вынос мозга!
– Как вышло, что Алексей Федорченко сначала утвердил на роль вашу дочь Полину, а потом уже вас?
– В своё время я вела свой блог в Живом журнале, у меня было много друзей, подписчиков, и среди них была девушка, которая работала с Алексеем Федорченко на фильме «Железная дорога». Лёша пришёл на монтаж и, увидев на мониторе фото Полины, которые я выставляла в своём блоге, спросил, кто это. Тогда он уже собирался снимать «Небесных жён» и решил, что одной из героинь точно будет Полина. Но так вышло, что финансирование дали сначала на «Овсянок», и меня он снял первой. Но первой пригласил на роль именно Полину. Сегодня она представляет картину «Небесные жёны луговых мари» на кинофестивале «Зеркало» в Плёсе. Это – первый фестиваль в её жизни.
– Вы желаете дочери актёрской судьбы?
– Я её не отговариваю, ведь у неё перед глазами мой – не самый простой пример. Папа Полины – Степан в своё время ушёл из актёрской профессии в бизнес, её дед и дядя – художники. Она, как никто, знает, каково строить свой путь в искусстве.
– Ваш супруг – Андрей не возражает, что во многих фильмах вы снимаетесь обнажённой?
– Напротив, он гордится: «Завидуйте, вы на это всё смотрите, а я могу ещё и потрогать». Я вряд ли бы вышла замуж за человека, который бы что-то мне запрещал. Человек, который бы попробовал меня хоть в чём-то ограничить, сразу бы пошёл гулять лесом.