Мария КОЖЕВНИКОВА, несмотря на то что её отец Александр Кожевников был знаменитым хоккеистом, двукратным олимпийским чемпионом, всего в жизни добивалась сама. Сначала в спорте, став чемпионкой Москвы по художественной гимнастике. Потом на актёрском поприще. Начинала с крохотных эпизодов. Затем пришли роли, принёсшие известность. «Универ», «Кремлёвские курсанты», «Тёмный мир», «Свадьба по обмену» – далеко не весь послужной список актрисы. Недавно на российские экраны вышла картина «Сокровища О.К.», съёмки которой проходили ещё до того, как Мария Кожевникова стала одним из самых молодых депутатов Госдумы.
- Мария, как вы при всей своей общественной загруженности находите время для съёмок в кино?
– Я снимаюсь только во время своего депутатского отпуска. Получается, по одной картине в год. «Сокровища О.К.» снимались летом 2011-го, в прошлом году я сыграла в сериале «Красные горы» режиссёра Игоря Зайцева, снявшего «Чкалов», «Есенин», «Диверсант-2», комедию «Каникулы строгого режима». Там по сюжету двое мальчишек, закадычных друзей, оказываются на войне, но по разные стороны баррикад. В картине замечательный актёрский состав: Евгений Цыганов, Павел Деревянко, Евгений Дятлов, Андрей Соколов. И совсем мало женских ролей, моя – из главных… Снимаясь в «Красных горах», я вспоминала своего дедушку Валентина Николаевича Трофимова, генерал-майора. Он прошёл три войны, воевал доблестно, геройски…
– Кроме прочего вы много занимаетесь благотворительностью, и у вас даже есть свой подшефный детский дом, не так ли?
– Да, мы с моей мамой часто бываем в детских домах, клиниках, интернатах, приютах. Морально это достаточно тяжело. Я верующий человек и постоянно задаю себе трудные вопросы: «Почему? За что?» Ведь дети до семи лет ещё ангелы! За что им такие тяжелейшие испытания, которые даже взрослому было бы нелегко пережить?.. У меня в попечительстве детский дом в посёлке Зеленоградский Пушкинского района Московской области. Я давно поняла, что, если хочешь реально помочь, лучше всего обратить внимание на детские дома в области. Как правило, в крупных городах ситуация с детскими домами сегодня достаточно стабильная. Могу это подтвердить, потому что много езжу по стране, смотрю, что и как. Вот недавно была в Екатеринбурге, Челябинске, Казани. И это не просто депутатские смотрины, когда всё напоказ. У меня глаз намётанный: как бы детей ни причёсывали, ни наряжали, на самом деле всё равно видно, какие стены, окна, в каких условиях дети живут. За день до приезда гостей ремонт не сделаешь, жизненный уклад не поменяешь…
К великому сожалению, в наших детских домах большинство детей – это социальные сироты (их родители лишены родительских прав). Но как будто вместе с правами родителей лишают и памяти, совести, милосердия! Они не навещают своих детей, не звонят даже в дни рождения. Это ужасно, это боль всего общества.
– Мария, вы тоже редко видели своего отца, но совсем по другой причине. Он почти всё время был в расположении сборной и клуба. На базы не пускали даже жён. Может, поэтому наши хоккеисты так много и выигрывали?
– Возможно. Я действительно своего любимого папу в течение 11 месяцев в году вообще не видела. Только в телевизоре. Он находился на тех самых сборах и всевозможных соревнованиях. Зато в тот единственный месяц папа был всё время с нами – из дома ни ногой, разве что в парк на какие-нибудь аттракционы.
– Вы сами в детстве активно занимались художественной гимнастикой, стали мастером спорта. В жизни вам чем-то занятия спортом помогли?
– Конечно. Кстати, сейчас я часто встречаюсь по депутатским делам с родителями школьников, с педагогами и воспитателями детских домов. И всегда советую им: отдавайте ребёнка в спорт. Он закаляет не только тело, но и характер. В спорте меня с четырёх лет учили, что такое труд, что нужно многое делать через «не могу», усиленно вкалывать, чтобы чего-то добиться… Мне очень пригодилась спортивная закалка в кино. Например, в одной из сцен картины «Сокровища О.К.» у меня были 16-сантиметровые шпильки-прутики, а надо было бежать и при этом кричать какой-то текст. Будь я неподготовленным человеком, не сдюжила бы! Правда, один раз всё-таки упала, но не ныла, не кляла судьбу, а тут же поднялась. А бегали мы так, между прочим, шесть часов кряду…
– Недавно вы стали играть в театральном проекте «Вероника решает умереть» – о проблемах подросткового суицида. Что вас привлекло в этом спектакле – общественная значимость темы?
– Во-первых, режиссёром-постановщиком был Юрий Борисович Васильев, мой художественный руководитель по ГИТИСу. Во-вторых, «Вероника» – это действительно особенный проект, где рассказывается о девушке, которая решила стать самоубийцей. Проблема суицида среди подростков и молодёжи – острейшая и для нашей страны. И я поняла, что если сыграю эту роль, то, возможно, помогу кому-то из зрителей задуматься, чуть иначе взглянуть на себя и своих друзей, по-другому посмотреть на ту или иную острую ситуацию. И возможно, кто-то остановится на краю пропасти.