В театре «Мастерская Григория Козлова» (Санкт-Петербург) студенты третьего курса Театральной академии играют «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Подобно роману, спектакль велик – четыре действия, длительность – более восьми часов. И это настоящее событие, подлинный «большой драматический театр».
«Тихий Дон» Шолохова сейчас, да ещё в Петербурге, фантастическом северном городе, с молодыми, едва за двадцать, людьми? Какой-то загадочный подвиг, но он состоялся. Мне есть с чем сравнивать – я видела лучшие спектакли Товстоногова, Гончарова, Фоменко, Додина и могу свидетельствовать, что новый «Тихий Дон» приближается к подобной высоте.
Григорий Козлов – это такой петербургский «аналог» Петра Фоменко. Последние годы он по преимуществу возится с молодыми и выпустил уже несколько великолепных курсов. Лёгкость, музыкальность, чувствительность, юмор наполняют все его сценические композиции, направленные на полное и счастливое высвобождение из актёра творческой энергии. Таков же и его «Тихий Дон» – при значительной длительности в спектакле нет духа тяжести, и он не приписан ни к какой идеологической схеме.
Роман прочитан прежде всего как произведение о живых, молодых и страстных людях, сочинённое страстным молодым человеком, обожающим свою землю. Начинается спектакль как праздник, буйное торжество жизни в «одной абсолютно счастливой деревне» (так назывался знаменитый спектакль П. Фоменко, и отзвуки его есть в нашем «Тихом Доне»). Станица Татарская, с ладными и статными бабами и весёлыми крепкими мужичками, живёт хоть и по вековому обычаю, но исключительно страстно и бурно. Тут у всех свой норов, своя повадка – вольная до дикости, а любовь замешана на могучем земном притяжении. Конечно, берёзовый плетень, расписные платки, телеги с сеном, лихие радостные песни, – но всего в меру и без всякой «этнографии». Главное – в людях, в жизни этих прекрасных молодых душ и лиц. Даже возрастные роли актёры играют без грима, создавая особенности характера не париками и нарисованными морщинами, а силой дарования и любви к своим героям.
И распадётся, и растает эта мощная прекрасная жизнь. Трагическая ошибка Григория Мелехова, однажды предавшего свою любовь, совпадёт с трагической ошибкой земли, предавшей прочные основания жизни, прежде всего – семью, связь по родству. Постепенно в души станичников входит неведомая прежде сила разделения и вражды. Страстность оборачивается жестокостью, ясность привычного бытия утрачена, личные драмы вливаются в общую смуту, «пучину». Картина получается грандиозная, но сложена она из подробно сыгранных-прожитых фрагментов, удивительных по искренности и подлинности игры. Что ж, три года студенты Григория Козлова жили романом Шолохова и воплотили огромный длинный путь его героев с жаром и самозабвением юности.
Как хочется, чтобы этот спектакль увидела Россия, увидел мир. Ведь это наша победа, это наш театр, которого нигде больше не сыскать, выросший из гениального текста, обеспеченный «золотом» труда и таланта, поразительная и плодотворная трата ума и души. Но шумят-гремят «пустые бочки», бешеные деньги вливаются в бездарные «проекты», люди без всяких дарований занимаются успешным самопиаром. А режиссёры, реально умеющие работать с актёрами, уходят «детей спасать», учить молодых, на энтузиазме за копейки делать изумительные вещи. И поэтому «большой драматический театр» расположен сегодня не в реальном БДТ, который анекдотическим распоряжением начальников зачем-то поручили Андрею Могучему.Он нашёл свой приют в студенческом спектакле, вот оно как.