Юрий НАЗАРОВ, прежде чем стать актёром, успел поработать на стройке, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузнице. Наверное, поэтому все его последующие киногерои отличались жизненностью характеров, узнаваемостью. Народный артист России снялся более чем в 170 картинах. Историю российского кинематографа можно смело изучать по его работам в таких культовых фильмах и сериалах, как «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Освобождение», «Горячий снег», «Зеркало», «Маленькая Вера», «Апостол» и др.
- Юрий Владимирович, у вас, должно быть, много учеников?
– Да бог его знает! Я преподавал во ВГИКе, но чтобы ученики… Взять кого-то за шкирку и пестовать? У каждого своё мировоззрение, каждый берёт от жизни своё. У меня самого были учителя, я считаю себя учеником Валентина Ивановича Зубкова, он играл в картинах «Трое вышли из леса», «Летят журавли», «Иваново детство». Его уже нет, умер в 79-м. Вот я у него учился, хотя он, кстати, непрофессиональный актёр. Но как работал! Я обожал и Николая Крючкова, и Бориса Андреева, и Михаила Ульянова, и Евгения Матвеева. Манеру игры ни у кого не перенимал, просто смотрел, запоминал, как человек относится к делу. Вот когда мне говорили про того же Николая Афанасьевича Крючкова, что он ночи напролёт водку пьёт, в карты играет, я это не слушал. Ведь в кадре он – как огурец! Режиссёр Иван Пырьев его с удивлением спрашивал: «Коль, ты что, двужильный, что ли?» Отношение к делу – главное! А что там за кадром – это никого не волнует… Сейчас, конечно, на съёмках тоже строго. Но это не из-за отношения к делу, а финансовая дисциплина держит, то есть сугубо деньги, гонорары.
– А кого вы сыграли в последнее время, у кого собираетесь сниматься?
– Недавно в картине «Кровные братья» сыграл вора. Ну да что он там особо украл, мой герой! Против нынешних воров – вошь мелкая. Нынешние наши олигархи одним махом 100 миллионов – хвать! И это вроде в порядке вещей.
– Вы вообще какой идеологии придерживаетесь?
– Коммунистической… Идеология была прекрасная, она в этическом смысле не имеет никаких расхождений с христианством. Но христианство на сказке, легенде базировалось, а коммунизм – на науке. Я не идеализирую советское время, нет. Зачем идеализировать? Если бы там всё было хорошо, советская власть не рухнула бы. Двойная мораль, дефицит, «колбасные электрички» – всё это было, но коммунизм не к тому призывал. Он призывал к созиданию, ответственному отношению к делу, к себе. Как в песне поётся: «В буднях великих строек, в весёлом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» А сегодня что? Сегодня – страна изгоев, страна предателей, понимаете? Идея была прекрасная, а исполнение – маразматическое. У нас был «безумный социализм». И мы тогда завидовали Западу, потому что там капитализм всё-таки разумный. И вот мы сменили свой «безумный социализм» на «безумный капитализм». И это ещё хуже получилось, ещё страшнее и бессовестнее!
– Юрий Владимирович, а вы член КПРФ?
– Нет. Но с Зюгановым периодически общаюсь. Нет с ним никаких разногласий. Всегда поражаюсь – ведь на него столько дерьма льют! И соратники, и противники. А я от него никакой глупости никогда не слышал.
– У вас внуки есть? Вы их в таком же коммунистическом духе воспитываете?
– У меня двое правнуков даже… Их родители воспитывают. Я уже ни во что не вмешиваюсь, мне уже восьмой десяток, 16-й год на пенсии.
– Кстати, какая у вас пенсия?
– Да что там – тысяч 12–13 с надбавками. Но я ведь работаю ещё. Снимаюсь, иногда выступаю. Пока, слава тебе господи, кому-то нужен.
– У вас сейчас есть возможность выбирать роли?
– У меня всегда была эта возможность. Я всегда выбирал. Бывает, что и посылал куда подальше. Вот как-то мне предложили сняться в такой фантасмагории. Советский Союз мечтает завоевать Америку. Я должен был играть генерала, который хочет высадить нашу армию на американский континент. Но так просто, без причины – неудобно. Надо, чтобы это выглядело прилично. Каким-то лазером или ещё чем-то наши учёные наслали туда цунами. И смыли берег. И советские войска высадились на побережье США в порядке гуманитарной помощи. Вот такой бред! Я их, конечно, послал.
– Сейчас кого бы хотели сыграть?
– Да никого бы не хотел! Я бы хотел, чтобы страна пришла в себя. Чтобы мы перестали быть идиотами, предателями, холуями! «Одержимый холопским недугом» – гениально сказано Некрасовым. Ну о чём можно говорить, когда в Петербурге, «культурной столице России», библиотеку назвали именем Ельцина?! Это как?
– Юрий Владимирович, вы часто апеллируете к христианству. Вы сами верующий, православный? В церковь ходите?
– Чего я там забыл? Какая разница: верующий – не верующий, крещёный – некрещёный. Я не предатель. Как меня учили в школе, так я всё это и принял. Я – материалист! Да, многие у нас сейчас говорят, что они христиане, православные. А они язычники ещё! Два моих покойных друга, которым, на мой взгляд, помогли на тот свет отправиться, – реставратор Савва Ямщиков и писатель, философ Юрий Петухов, истово верующие, как-то сказали, не сговариваясь: «К великому сожалению, Русская православная церковь ныне не с народом!» Во как!