26 марта исполняется 75 лет народному артисту России и Украины Алексею ПЕТРЕНКО. Когда-то он писал диктанты по русскому языку на «кол», а затем переиграл чуть ли не всю русскую классику на сцене и в кино. Он награждён немыслимым количеством наград и призов. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- Алексей Васильевич, вас начали снимать только в 30 лет. А как попали в свой первый фильм?
– Я работал в Театре имени Ленсовета в Ленинграде, куда меня пригласил Игорь Владимиров. В «Преступлении и наказании» я играл роль Свидригайлова, в этом спектакле меня и увидел Элем Климов и пригласил на пробы Григория Распутина в фильм «Агония».
– Правда, что вы получили эту роль благодаря Вольфу Мессингу?
– Перед тем как утвердить меня на роль, Элем Германович привёз Вольфа Мессинга, чтобы удостовериться в правильности своего выбора. Мы беседовали с ним около часа, в основном говорил он: о том, как попал в Россию, как был у Сталина, как предсказал конец войны, как спас сына вождя, предчувствуя авиакатастрофу, в которой погибла вся хоккейная команда ВВС.
Видимо, мастер увидел во мне Распутина. Тогда мне было 30 лет. Прошло ещё около 30, и судьба вновь свела меня с Мессингом, но уже на экране. В картине «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время». Владимир Краснопольский предложил мне сыграть Сталина, которого я до этого исполнял в «Пирах Валтасара» – ироничной, но интересной вещи – и ещё пяти картинах.
– «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» свёл вас с Владимиром Высоцким. Что вспоминается о тех днях?
–Сначала фильм назывался «Арап Петра Великого», но затем режиссёр Александр Митта изменил название, что очень обидело Высоцкого. Из нового названия выходило, что у меня роль – главная, а у него – второго плана. Мы, актёры, как спортсмены, – постоянно соревнуемся. Я тогда только начинал как актёр, после съёмок шёл в гостиницу (дело происходило в Риге), никому не нужный, один, зубря текст и обдумывая какие-то сцены. А Владимира Семёновича каждый раз со съёмок забирала машина. Его везли выступать перед высшими чинами МВД, КГБ. Он всю ночь пел для них, а с утра – опять на съёмку. Часто я наблюдал, как он забивался в какой-нибудь уголок и что-то писал в блокнотике, – поэтический дар не отпускал его нигде. Думаю, он умер так рано, потому что вкалывал, как заведённый, как машина. Может, чувствовал, что ему отпущено мало времени. Мне было интересно с ним работать, я любовался его энергетикой, но ни одной рюмки водки с ним не выпил.
– Во всех фильмах Никиты Михалкова у вас очень яркие роли. Расскажите о работе с ним.
–Иногда о Никите Сергеевиче распускают неверные слухи. Из зависти. Талантливый режиссёр, сценарист и актёр, он знает кино, как мало кто. Идёт съёмка, оператор выбирает 50-й объектив, Никита говорит – нет, возьми «сотку», тот пробует, – да, точно, соглашается. Мастер по свету ставит осветительные приборы. Никита советует: отсюда лучше, здесь тень. Осветитель меняет софиты, понимая, что он прав. У Михалкова нет ни одной актёрской ошибки. Он по-настоящему русский верующий человек, патриот своей Родины, помогает строить монастыри, опекает детдома. Не верьте ничему худому, что о нём говорят.
– Расскажите, как вы, непрофессиональный музыкант, пели с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского?
–Мне предложили в концертном варианте сыграть Ивана Грозного. Сначала я сдрейфил, потом пришёл на репетицию, там помимо чтеца ещё два вокальных номера – колыбельная и песня опричников. Я выступил как чтец, а затем говорю дирижёру Владимиру Федосееву: «А давайте я ещё колыбельную спою». И спел. Всем понравилось – оркестр аплодировал мне смычками. Певица осталась без работы. Затем я отнял песню опричников у баритона. Просто просилось, чтобы это всё Иван Грозный делал! Цельно так получается, когда он сам поёт про себя, про свою жизнь: «На реке на речке студёной, на Москве-реке купался бобёр чёрный. Не выкупался, весь выгрязнился...»
– Вы стали во второй раз отцом почти в 70, наверное, очень балуете маленькую Алию?
–Наоборот, я строгий отец. У нас одной девочке 15 лет и другой – почти шесть. Чтобы оградить их от телеагрессии, наплыва пошлости и бескультурья, я просто сделал замок на штепсельной вилке. Разрешаю включать телевизор только в выходной день. В другие дни только мультики по видику. Сначала обе шибко бастовали, но потом привыкли. Теперь маленькая каждый вечер спрашивает: «Папа, а когда вахадной?»
– Вы довольны жизнью?
– Когда-то я пас корову, был молотобойцем, матросом и никогда не думал, что буду жить в Москве, работать во МХАТе, лучшем театре России, на лучших киностудиях – «Ленфильм» и «Мосфильм». Режиссёры не снимали меня до 30 лет, и вдруг я стал невероятно востребован. Вот и сейчас снялся в «Ёлках 2», «Бегущей строке», «Петровиче» – в последнем сыграл адвоката, аж 24 серии.
– Есть роли, которые вы мечтали сыграть, но так и не сыграли?
–Хотел сыграть Отелло, короля Лира, сейчас перехотел. Актёру, как и спортсмену, нужно уметь вовремя остановиться. Нужно быть умным штангистом, уметь правильно рассчитывать свои силы. Вот Фирса в «Вишнёвом саде» сыграть смогу.