Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 49(341) от 20.12.2012

Как не нарушить уговор

, 20:12

Дмитрий ДЮЖЕВ родился в актёрской семье. Поступил в ГИТИС, учился у Марка Захарова, 3-й и 4-й курс проработал в знаменитом Ленкоме. Неожиданную популярность принёс Дмитрию криминальный сериал «Бригада». Затем были заметные и разнохарактерные роли в картинах: «Родина ждёт», «Всадник по имени Смерть», «Жмурки», «Остров», «Каникулы строгого режима», «Утомлённые солнцем – 2», «Одесса-мама» и др. С 2006 года Дюжев – в труппе МХТ имени Чехова. Наша газета выпустила совместно с МХТ календарь «Аргументы МХТ» на 2013 год. Иронический шарж на Дмитрия размещён на сентябрьской странице.

 

- Дмитрий, как вам наш шарж?

– Потрясающе! Мне кажется, в этом образе из спектакля «Примадонны» я даже похож на знаменитую Аллу Демидову!.. А если серьёзно, увидеть себя среди 12 портретов, представляющих современное поколение МХТ, – это очень ответственно и от этого приятно. И просто слёзы радости были бы у моего отца, актёра Петра Дюжева, которого уже нет с нами, если бы он увидел календарь «Аргументы МХТ». Он бы гордился мной, он всегда взахлёб рассказывал об истории МХАТа, о его великих актёрах: Василии Топоркове, Михаиле Яншине, Алексее Грибове, Ольге Книппер, Иннокентии Смоктуновском и других. В молодости отец приезжал из Астрахани в Москву поступать в этот прославленный театр. А книга Константина Сергеевича Станиславского «Моя жизнь в искусстве» была у нас настольной, мы читали её с папой наряду с «Островом сокровищ», «Приключениями Тома Сойера». Я всегда мечтал о работе в МХТ, и любовь к этому театру тянется у меня с детства.

– Когда Олег Павлович Табаков пригласил вас в знаменитую труппу, это было для вас неожиданностью?

– Действительно всё получилось неожиданно… История развивалась так. После окончания ГИТИСа я стал работать в Театре юного зрителя у Генриэтты Яновской и Камы Гинкаса. Ситуация там сложилась весьма нестандартная. После «Бригады» на меня обрушилась популярность. Посмотреть на артиста, который сыграл Космоса, хотели многие – зал набивался до отказа. Я же был занят либо в массовке, либо в совсем маленьких ролях. Мне было так неудобно и стыдно…

– За что же?

– Представьте, заканчивается спектакль, где я сыграл в небольшом эпизоде. На поклоны выходят 10 артистов. А весь зал, состоящий в основном из девушек, с цветами, игрушками, подтягивается ко мне. Один такой вечер я запомнил на всю жизнь. После очень хорошего спектакля Генриэтты Яновской мне стали дарить просто охапки цветов. Это было незаслуженно, потому что рядом стояли исполнители главных ролей – вот они были достойны восхищения! Тогда я начал подходить ко всем актёрам и раздавать букеты. Вдруг за спиной услышал голос девушки, которая кричала нашей актрисе: «Отдайте Диме мои цветы, там моя записка!» Актриса, смутившись, бежит, суёт букет мне, за ней и все остальные артисты. Мне хотелось просто умереть от стыда!.. Некоторое время спустя режиссёр Евгений Писарев предложил мне роль Джека в пьесе «Примадонны», которую он хотел ставить в МХТ, и я с радостью согласился. И вот Олег Павлович Табаков пригласил меня на беседу. Он сразу сказал, что с нынешнего момента больше не хочет приглашать в спектакли посторонних звёзд-артистов. «Вам интересен наш театр, вы хотите ему служить?» «Конечно! Я всегда мечтал играть в МХТ!» – воскликнул я. «А вот если вам интересно, тогда служите в МХТ, будьте мхатовцем!» И вот с тех пор я гордо ношу это имя – мхатовец!

– Тем не менее вы много играете в кино. Недавно у вас была прекрасная работа в сериале «Одесса-мама». Скажите, был ли такой реальный – честный и неподкупный – одесский прокурор или это собирательный образ?

– Когда мы готовились к съёмкам с режиссёром сериала Марком Горобцом, мне давали определённую информацию о нескольких прокурорах, работавших в 60-е годы в СССР, с их подробными характеристиками, расследованными делами и так далее. Я разговаривал со своими знакомыми прокурорами, которые консультировали меня по сценарию. Но конкретного прототипа в Москве найти не удалось.

Далее события развивались интригующе. Когда я приехал в Одессу, меня там в первый же съёмочный день встретил человек в сереньком костюме и серенькой рубашечке. Сказал негромко: «Дмитрий, нам надо поговорить». «Чем обязан?» – поинтересовался я. Человек показал мне удостоверение сотрудника спецслужбы. Пояснил: мол, у нас уже был опыт работы с киногруппой и что артист сыграл представителя органов очень неправдоподобно. Разумеется, с точки зрения именно органов. Вы приехали играть одессита, прокурора города, а у нас их тут было по пальцам пересчитать. Вы осознаёте свою ответственность? Я отвечаю: «Безусловно, осознаю, но надо мной есть режиссёр и продюсер». Человек в сером настаивал: «Дмитрий, мы действительно хотим вам помочь, не отказывайтесь, нам надо ещё встретиться». «Ладно-ладно», – ответил я, а про себя решил – ну уж нет, ещё неизвестно, во что они меня втянут…

И вот закончился очередной съёмочный день. Водитель, который везёт меня в гостиницу, вдруг говорит: «Дмитрий, вы меня извините, но нам надо заехать по такому-то адресу». Я понял, в чём дело, и отвечаю – ой, нет, не надо! Водитель: «Пожалуйста, у меня будут проблемы». Скрепя сердце я согласился. Но, когда мы приехали к людям в сером, те оказались очень приятными товарищами! Они мне предоставили целый спектр консультаций по всему, что касалось прокурорской деятельности конца 60-х годов в Одессе: о разных уголовных делах, отношениях в самой прокуратуре. Более того, познакомили с ещё здравствующим одесским прокурором того времени. И мы с ним плодотворно побеседовали о тогдашних взаимоотношениях между работниками в самой прокуратуре и с представителями других спецслужб. Он вспоминал, у кого какие имелись интересы, как обходились с женщинами, как народ реально воспринимал их работу. Ведь в 60-х годах ещё были живы уважение и людское доверие к органам. Прокурор ходил по городу, по укромным одесским дворам один, без охраны…

– Ваш герой тоже обходился без охраны!

– Да! Мы использовали всё это в своём кино. И его такой же взрывной характер. В общем из рассказов бывшего одесского прокурора немало историй, подробностей и нюансов вошли в наш фильм… Признаюсь, роль для меня была, конечно, невероятно сложная, и я рад, что картина получилась, судя по отзывам зрителей.

– В военной драме «Утомлённые солнцем – 2» вы с Никитой Сергеевичем Михалковым были бок о бок – всё-таки играли его сокамерника! Что поразило вас на тех непростых съёмках? Взял ли вас Михалков в свою новую картину по рассказам Ивана Бунина?

– Поразило, как много, скрупулёзно Никита Сергеевич работал с воспоминаниями участников войны, с архивами. Как он умеет работать с актёрами, как чётко чувствует психотип каждого члена съёмочной группы. Однажды был такой случай на площадке. Пришёл молодой артист, играющий в эпизоде. А у нас уже была более-менее сложившаяся команда из нескольких героев. И вот парень играет эпизод. И видно, что он сам не верит ни в то, что говорит, ни в своего героя, ни в ситуацию и предлагаемые обстоятельства. Мы понимаем, что вся сцена-то на нём, а парень вообще ничего не может сделать!.. И вот после генеральной репетиции Михалков подходит к этому молодому актёру и что-то шепчет ему на ухо. Пауза, начинаем снимать, и парень вдруг так заиграл, что мы просто рты раскрыли от изумления!.. Вот что ему такого волшебного Никита Сергеевич нашептал?!

– Может, просто выматерился от души?

– Нет. А что касается новой картины Михалкова по бунинским рассказам… Конечно, когда я узнал об этих съёмках, мне безумно захотелось поучаствовать. Но Никита Сергеевич в этой картине принципиально утвердил на все роли неизвестных актёров. Сейчас многие продюсеры окупают картину за счёт приглашения звёзд. Идёт реклама: смотрите, в нашем фильме и эта звезда, и другая, и третья! А картина выходит – пшик какой-то! Артистов потом спрашивают, зачем вы там снимались? И артисты начинают друг на друга кивать: мол, мне сказали, что вот этот будет сниматься, а раз он решил, так и я согласился… Неправильно это! И вот Никита Сергеевич решил, что если зрителю интересны мысль режиссёра, его манера, его кино, то не важно, кто у него в картине играет. И я очень уважительно отношусь к подобному выбору Михалкова.

– Вы же и сами с некоторых пор занялись режиссурой – сняли две короткометражки: новеллу для фильма «Мамы» и картину «Братия»…

– Да, «Братия» недавно с успехом демонстрировалась на Международном кинофестивале в немецком городе Котбусе. А до Нового года эта моя картина наконец-то выйдет на DVD, и её сможет посмотреть широкий зритель.

– Дмитрий, у вас с женой Татьяной растёт 4-летний сын Иван. Как воспитываете его? Ограждаете ли от влияния компьютера, Интернета, вредных телевизионных программ? Или он волен делать всё что угодно?

– Конечно, стараемся как-то ограждать сына от ненужной информации. Компьютера у него нет. Единственное, у нас есть такие развивающие, развлекательные программы – на внимание, сообразительность, скорость. Тогда мы используем компьютер. Я рассказываю ему о жизни с Богом. У нас дома висят иконы, Ваня с крошечного возраста знает, что такое причастие, храм. На ночь я читаю ему разные книжки. Вот вчера – про Святого Трифона. Он сам достал эту книгу с полки, попросил почитать. Сын у нас растёт очень послушный, понятно, что в меру своего возраста иногда капризничает, но мы его особо не наказываем. Меня-то родители в детстве иногда прикладывали ремнём – за плохие оценки, за поведение. И у меня сложилось такое представление, что дать подзатыльник ребёнку – это правильно. Но моя мудрая жена, закончившая психфак пединститута, защитившая диссертацию по детской психологии, всё мне рассказала про эту самую психологию, про детские комплексы и обиды. И сейчас мы с сыном просто разговариваем и договариваемся. Понимаете, нужно уметь с ребёнком договориться! Вот тогда получается сильный союз отношений, правильный контакт детей с родителями. И тебе будет очень стыдно, если ты этот уговор нарушил.

Вышел в свет эксклюзивный совместный проект издательского дома «Аргументы недели» и МХТ им. Чехова – настенный календарь на 2013 год с ироническими шаржами на актёров театра. Героями календаря стали Олег Табаков, Рената Литвинова, Константин Хабенский, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Ирина Пегова, Александр Семчев и другие актёры. Календарь можно купить только в МХТ им. Чехова и в ИД «Аргументы недели».

Приобрести календарь вы можете наложенным платежом (950 руб.), направив по электронному адресу podpiska@argumenti.ru (или по почте: 125167, Москва, пр-д Аэропорта, д. 11) заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ».

 В Москве календарь можно купить по издательской цене (800 руб.) по адресу: проезд Аэропорта, д. 11, либо заказать по телефону 8(495) 980-45-60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 200 руб.).Часы работы: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram