Аргументы Недели → Культура № 44(336) от 15.11.2012

Я сама не из тех, кто шумит…

, 18:52

Народная артистка России Ирина МИРОШНИЧЕНКО пришла в МХТ со студенческой скамьи. И сейчас она активно задействована в родном театре, играя в спектаклях «Чайка», «Тартюф», «Немного нежности», «Моя дорогая Матильда». Широкий зритель любит и работы знаменитой актрисы в кино в таких фильмах и сериалах, как «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублёв», «Дядя Ваня», «Это сладкое слово – свобода!», «Их знали только в лицо», «Старый Новый год», «Вам и не снилось», «Зимняя вишня», «Профессия – следователь» и др. Газета «Аргументы недели», художники творческого объединения «Дети абсурда» совместно с МХТ выпустили календарь «Аргументы МХТ» на 2013 год. Ироническая карикатура  Ирины Мирошниченко представляет месяц июль.

- Ирина Петровна, как вам наш дружеский шарж?

– Он прелестный! Я даже не ожидала, что меня можно так увидеть. Тут же и моя любимая Франция в виде Эйфелевой башни, и роза – как намёк на спектакль «Татуированная роза», где я играла 27 лет. Буйство волос, и, самое главное, художнику удалось передать мою улыбку и, мне кажется, мою доброжелательность. Спасибо большое автору, я буду очень рада, если он даст мне этот рисунок или копию. Я тут же облачу его в красивую раму и повешу у себя в кабинете!..

 

– Есть такая расхожая фраза «Театр – мой дом родной». А что для вас МХТ? Родной дом или, пусть и любимая, но всё-таки работа, служба?

– Для меня МХТ имени Чехова – действительно мой родной дом. Ведь я здесь всю жизнь – с институтской скамьи. Отношусь к этому театру как к единственному месту, где проходит моя творческая, профессиональная жизнь. Всегда хочется сюда бежать, меня волнует в моём «доме» всё. И внешний вид здания, и микроклимат, атмосфера, чистота, и отношение к делу, и отношения между людьми. И всегда есть ощущение, что ты за это ответственен. Конечно, мне есть с чем сравнивать. И часто журналисты задают вопрос в этом аспекте: мол, а вот раньше был театр! Кто-то начинает стонать по поводу того, «как было раньше». Но я не принадлежу к таким людям и никогда не сравниваю, ибо это совершенно несравнимые понятия – начало жизни и её продолжение, её взлёты и её размеренный ритм.

– Ирина Петровна, вы коренная москвичка. Но столица на наших с вами глазах очень сильно изменилась. Узнаёте ли вы свою Москву – город детства, юности, студенчества?

– Я вижу, что Москва меняется, движется, становится всё равно краше и лучше. Она становится другой. Конечно, когда замечаю некую зелёную тряпку на старинном доме и представляю, что вскоре этот особняк, возможно, снесут, у меня сжимается от боли сердце. Сама же я не из тех, кто шумит, кричит и протестует по поводу сноса исторических зданий. Но я благодарна тем людям, которые отстаивают подобные постройки или даже памятники архитектуры современного времени. Очень рада, например, что отстояли Дом художника на Крымском валу. Столько было разговоров, споров по поводу проекта «Апельсин» британского архитектора Нормана Фостера! Но, слава богу, эта идея не прошла. Лучше придумать какую-то новую «одёжку» для старого здания ЦДХ, но не сносить его, оставить жить как памятник архитектуры своего времени. Нравится кому-то это время или не нравится.

Точно так же я не уверена, что так уж необходимо сносить памятники каким-либо политическим деятелям. Битва с произведениями искусства – это дань эмоциям и настроению в какой-то исторический момент страны. Одно дело – бороться с памятью о человеке, который совершал зло. Но при чём здесь произведения искусства? Мне кажется, надо находить другие формы протеста против того или иного политического антигероя. Но оставьте потомкам его изображение, пусть его не будут любить, но люди хотя бы увидят произведение искусства того времени, которое изобразило этого тирана с той или иной степенью художественной выразительности, достоверности или неуважения.

– Какие у вас самые любимые уголки в Москве?

– Я люблю Тверской бульвар. По нему в своё время любили гулять мои родители, семья, друзья, разные знаменитые деятели культуры. Там я, еще девчонкой, впервые в жизни увидела Татьяну Самойлову и Михаила Козакова, которые шли из театра Маяковского после репетиции «Гамлета», как я узнала, и потом с удовольствием посмотрела этот спектакль. Мне безмерно дорого, что на Тверском бульваре сохранили старейшее дерево. Его, такое огромное, которое невозможно охватить, обнять, заботливо оградили цепями, берегут для потомков. Я его помню девочкой, и само дерево, может быть, помнит меня и уж такое количество прекрасных людей, проходивших по этому бульвару: начиная от Пушкина и до наших дней! Люблю все переулки рядом с Тверским бульваром: Тверскую улицу, Поварскую, Остоженку, всё пространство рядом с храмом Христа Спасителя. Люблю Каменный мост и каждый раз пытаюсь, если нет пробок, проехать по нему, чтобы увидеть с этой стороны Кремль, Москву-реку и храм.

Я когда-то мечтала сделать телевизионную программу под названием «Коренная москвичка». И придумала даже такую форму – награждать и как-то выделять коренных москвичей. Чтобы у них был определённый статус. Тогда мне сказали – это же будет некое неравенство! Но какое же это неравенство? Выделяя таких людей, мы выказываем честь и уважение их предкам, которые этот город строили, созидали, создавали. Их родным, которые в этом городе жили, что-то сделали для него, а кто-то, возможно, пожертвовал и своей жизнью ради Москвы. Мне мечталось, что коренные москвичи объединятся в некое сообщество людей, у них даже будет какой-то нагрудный знак, чтобы их можно было «отличить в толпе»…

– Ирина Петровна, я знаю, что вы активный блогер. А как вы попали в Сеть?

– Да, я активный блогер в «Живом журнале», мой блог называется «Расскажу». У меня огромное количество френдов, я каждый день выкладываю по любому поводу много интересной информации. А предложила мне вести блог моя хорошая знакомая Наталья Першина. Надо сказать, я долго сопротивлялась – ну о чём вы говорите, у меня же нет ни Интернета, ни компьютера вообще!.. Но Наталья действовала исподволь. Сначала подарила мне айпад, а потом тихо-тихо ввела меня в эту интернет-среду. И, о боже, вдруг я открываю для себя совершенно особый мир! Мне стали писать отовсюду: из Вашингтона, с Сахалина, из Нидерландов, Санкт-Петербурга и других стран и городов. Только я что-то выкладываю в своём блоге – и такое количество людей откликается, отвечают, задают вопросы, обсуждают разные темы. А 24 июля, в день моего рождения, на моём юбилейном концерте в Доме кино на сцену вышли блогеры и подарили мне флешку, где собрано всё моё творчество: фильмы, спектакли, выступления. Я даже постичь этого не могу, только умом понимаю, какой это бесценный подарок!

– Ирина Петровна, многие актёры, ветераны кино и сцены, жалуются на то, что государство платит им маленькие пенсии. Скажите, как можно изменить эту достаточно трагическую ситуацию?

– Вы знаете, сейчас под руководством Никиты Сергеевича Михалкова организован Союз правообладателей России. Я сразу же в него вступила и принимаю довольно активное участие в его работе. Какое-то время назад в одной из программ «Пусть говорят», посвящённой прекрасному актёру Михаилу Кононову, я попробовала это сказать – надо дать авторство артистам. На что мне в уважаемой аудитории ответили: а какое может быть авторство артистов, они ведь так зависимы от режиссёра, от сценариста и т.д.? И мы стали об этом разговаривать, возникла дискуссия. А что, сказала я, разве не бывает таких работ, когда артист поднимается над ролью, над тем, что уже привнесли режиссёр, сценарист? И тогда уже его актёрское создание является авторством. Что, Гамлет Смоктуновского в фильме Григория Козинцева – это не авторская работа? Она выше, чем просто исполнительство. Она уже авторство, соавторство. А раз актёр – соавтор, то он имеет полное право получать от проката, от телепоказа фильма, где он играл, пусть мизерный, но свой процент. И это даст в старости ему и его семье возможность получать какие-то дивиденды за прошлые работы, за то, что он создал. Ведь для актёров, скажем, моего поколения пик успеха, все лучшие работы уже, увы, в прошлом, но эти фильмы и сейчас очень часто показывают по ТВ, их используют по сегодняшний день. Тогда, на передаче, все об этом серьёзно задумались… На съезде с этой же идеей развёрнуто выступил Виктор Сергачёв. Вскоре был создан Союз правообладателей, и часть этих идей вошла в проект.

В Союзе правообладателей существует специальная команда людей, которая отслеживает ситуацию по каждому вступившему в Союз, заключившему договор о сотрудничестве. Поэтому я призываю всех актёров срочно вступать в Союз правообладателей, который будет отстаивать наши авторские интересы!

– Расскажите о своей роли в новом спектакле МХТ «Моя дорогая Матильда»!

– Однажды наконец-то раздался звонок. Олег Павлович Табаков: «Ириша, мне кажется, есть для тебя роль. Приходи, забирай, читай». Я мчусь, хватаю пьесу, ложусь на диван, грызу яблоко и с ходу проглатываю эту пьесу американского драматурга Израэля Горовца. Пьеса о любви, о её странностях. Когда я её читала, сразу понимала, про что могу в ней сыграть. И уже сейчас не скажешь, чего больше в этой Матильде – того, что написал Горовец, или того, что играет Ирина Мирошниченко. Потому что я эту роль полностью адаптировала к сегодняшней жизни, к своим нынешним ощущениям, к себе. Очень интересная и странная пьеса, которую поставил Владимир Петров и где у меня два прелестных партнёра: молодые актёры Олег Мазуров и Наталья Рогожкина. И я бы хотела пригласить всех зрителей на спектакль «Моя дорогая Матильда», который состоится 31 декабря. Раз уж мы начали разговор с календаря «Аргументы МХТ» на 2013 год, предлагаю всем читателям «Аргументов недели» закончить 2012 год этим спектаклем. Как правило, театр всё устраивает очень красиво в этот новогодний вечер, с шампанским и очень хорошим настроением! Это мы вам обещаем!

 

Вышел в свет эксклюзивный совместный проект издательского дома «Аргументы недели» и МХТ им. Чехова – настенный календарь на 2013 год с дружескими шаржами на актёров театра.

Героями календаря стали Олег Табаков, Рената Литвинова, Константин Хабенский, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Ирина Пегова, Александр Семчев и другие актёры.

Календарь можно купить только в МХТ им. Чехова и в ИД «Аргументы недели».

Приобрести календарь вы можете наложенным платежом (950 руб.), направив по электронному адресу podpiska@argumenti.ru (или по почте: 125167, Москва, пр-д Аэропорта, д. 11) заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ».

Цена указана с учётом доставки по России

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram