Аргументы Недели → Культура № 42(334) от 01.11.2012

Кому выгоден такой пасьянс?

Театральную карьеру Александр Семчев начинал завхозом

, 21:15

Заслуженный артист России Александр СЕМЧЕВ умеет сыграть «вкусно»: и в спектаклях МХТ имени Чехова, и в антрепризных проектах, и даже в рекламных роликах. Зрители любят его небольшие, но яркие роли в кино, в таких фильмах и сериалах, как «Сыщики», «Козлёнок в молоке», «Граница. Таёжный роман», «Участок», «Брежнев», «День выборов», «Ликвидация», и многих других. Газета «Аргументы недели» выпустила совместно с МХТ календарь «Аргументы МХТ» на 2013 год. Дружеский шарж на Александра Семчева размещён на странице весеннего месяца апреля.

- Александр, во-первых, как вам наш шарж?

– Ну, это даже не шарж. Это парадный портрет! Он мне очень понравился. Вообще я не избалован особым вниманием со стороны прессы, и мне приятно, когда меня как-то отмечают. Похвалили артиста – и вырастают крылья, хочется дальше работать.

– Артисту нужны не только похвалы, но и нормальные условия для работы, в том числе материальные. Именно этим вы занимаетесь в Союзе театральных деятелей?

– В том числе. Вообще в СТД я «отвечаю» за свою родную Тверскую область. Курирую пять театров: три театра в Твери, один в городе Кимры и один, мой родной, в Вышнем Волочке. Я ведь родился в Вышнем Волочке. Отслужил в армии, потом увлёкся художественной самодеятельностью, пошёл в культпросветучилище в Твери. Пробовал себя в кукольном театре. В Вышневолоцком драматическом начинал работать как замдиректора по хозяйственной части, короче, завхозом. Потом стал актёром. Одна из первых ролей – Холодильник в пьесе Коляды «Крестики-нолики», затем понемножку стал подниматься и добрался до главных ролей…

Сейчас я довольно часто езжу в Тверскую область, вижу, как живут нынешние актёры. Плохо живут! Заработная плата – примерно 8 тысяч рублей в месяц. Подработать актёрам там, в Вышнем Волочке, негде. А надо же оплатить квартиру, что-то съесть, купить из одежды, зубы, простите, отремонтировать. Им нужна всякая помощь: и добрым словом, и материально.

Вообще Вышневолоцкий областной драматический театр – один из старейших провинциальных театров России, он, вы только представьте, даже старше нашего МХТ! Здание дореволюционной постройки, конечно, требует постоянного ремонта. Тем более оно стоит на плотах: в Вышнем Волочке кругом вода. Я там был недавно, посмотрел – фасад надо менять. Нынешний директор театра – человек новый, всего сезон отработал, прежний-то директор умер. Он мало говорит, но много делает: нашёл, например, поддержку в Удомле, у руководства Калининской атомной электростанции. Бог даст, и губернатор поможет с ремонтом. Надо сказать, меценатские традиции в Тверской области сильны. Сам театр в Вышнем Волочке был построен на меценатские деньги, и сейчас добрые люди помогают ему безвозмездно: то дерево дадут на декорации, другие стройматериалы, то какие-то ткани на костюмы и т.д.

– А ходит ли сейчас провинциальный зритель в театр? До искусства ли ему, когда все мысли о том, как бы выжить?

– Конечно, положение непростое. Возьмём тот же Вышний Волочёк. Жителей в моём городе всего около 50 тысяч. Город, конечно, со старинными театральными традициями, но посещение аховое. На премьерах ещё как-то собирают публику, а потом – полупустые залы, хотя билеты стоят порядка 50 рублей и зал-то небольшой. Специфика периферийного театра в том, что там нужно чаще удивлять людей. А это зависит от репертуарной политики. В общем, сложная ситуация, но я не могу себе представить, скажем, мой родной Вышний Волочёк совсем без театра.

– Александр, вернёмся к вашей актёрской карьере. Вы довольны тем, как она складывается, какие роли вам предлагают? Кого мечтаете сыграть?

– Я горю профессией, она для меня важнее, чем любые другие вещи. Что касается театра, мне всё здесь интересно сыграть. Лишь бы предлагали. Но хотелось бы, конечно, чтобы диапазон ролей был значительно шире. Мечты остались прежними: Шекспир, Антон Павлович Чехов. Мечтаю сыграть короля Лира, например. Что касается кино, надоели всякие «фитюльки» играть, хочется, чтобы когда-нибудь написали роль специально для меня. Но в отношении меня существуют определённые стереотипы. В частности, по поводу полноты. Мой агент недавно рассказывала: разговаривала она с одним режиссёром по поводу интересной для меня роли. Зашла к ним художник по костюмам, услышала часть беседы. Говорит режиссёру: «Вы про Семчева? Да зачем он? Это же мы будем на него специально шить. Это же другой бюджет!» Если люди на таком уровне рассуждают, тогда о чём можно вообще говорить?

В современном отечественном кино бал часто правят клерки, например, кастинг-директоры, как их сейчас называют, а раньше это были ассистенты режиссёра. У них есть некое портфолио, и они раскладывают перед руководством свой пасьянс, им по каким-то причинам выгодный. Заметьте, сейчас в нашем кино, особенно в сериалах, играет либо молодёжь, которая снимается за копейки, либо обойма одних и тех же известных лиц. Но я к этому отношусь спокойно, философски. По этому поводу ещё рефлексировать! Да – да, нет – нет…

– Тем не менее, Александр, широкий зритель знает и любит вас за яркие и талантливые работы в кино! В частности, за роли милиционеров – майора Борзова в фильме Павла Лунгина «Свадьба», капитана Терепаева в сериале «Участок» и др. Наверное, после этих ролей наши правоохранители принимают вас за «своего»? Скажите честно, вы с ними в большой дружбе?

– Вы знаете, страсти у меня к этой профессии никогда не было. Я вообще осторожно отношусь к силовым структурам, стараюсь от них дистанцироваться. У меня самого в юности был один привод. Когда меня посчитали… изменником Родины.

– Это как же?

– Был в моей жизни такой эпизод в 1984 году или в 85-м. В Вышний Волочёк приехали датчане из города-побратима. А я зашёл в гостиницу, где они разместились, просто позвонить. И оказался крайним. Кто-то подкинул гостям пионерский галстук, где был нарисован портрет Ленина, измалёванный свастикой. И тут я оказался под рукой. Приехала чёрная «Волга», меня взяли и продержали в околотке несколько суток. Так что я знаю, как там люди добывают показания, на себе прочувствовал… Кстати, перед съёмками «Свадьбы» я напросился в одно отделение милиции в Туле, там, в области, мы фильм и снимали. И посмотрел «исподтишка» на работу местных оперов, присутствовал на реальном допросе. Хотел понять, как задержанного человека прессуют, как там вообще всё происходит, может, что-то изменилось? Нет! Всё те же ролевые игры: добрый следователь и злой. Ситуация была разыграна как по нотам. Один жёстко вёл допрос, другой пытался расположить задержанного к себе. Мне это важно было запомнить для сложного характера майора Борзова, ведь это был собирательный, противоречивый образ, отнюдь не маска. Надо сказать, тульские следователи меня особо не стеснялись, допрашивали по-настоящему, жизненно, и я многое почерпнул из их «работы» для своей роли.

– Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы изменить наши правоохранительные органы? Некоторые, например, предлагают выгнать все старые кадры, повязанные круговой порукой, и набрать абсолютно новых людей…

– Я всегда стараюсь думать о последствиях. Потому что можно, конечно, многое решить, ударив кулаком по столу. Но какой отголосок будет после этого, какое эхо, чем это всё отзовётся? Мой друг – глава администрации Вышнего Волочка. Когда ему кто-то начинает тыкать и указывать, вот у тебя здесь плохо и здесь, зачем ты назначил этого человека, он мне жалуется: «Сань, ну а кто? Я понимаю, он плох, уберу я его. А кто придёт, скажи мне фамилию, кого можно поставить на это место? Я поставлю – не вопрос!» Здесь, мне кажется, то же самое. А кто придёт в новую полицию? Почему люди вообще идут служить в полицию, в другие силовые структуры? Я не знаю, какая у них мотивация: то ли эта ситуация родом из детства, какие-то нереализованные амбиции, болезненные комплексы, а может, и благородное желание послужить Родине и людям. Как провести правильный отбор, да и кто будет отбирать, сам-то он кто, отборщик, по какому праву? Я знаю, что и в современной полиции есть хорошие люди. Вон у меня участковый на Шаболовке. Отличный мужик! Мы всегда раскланиваемся при встрече. Была одна неприятность – у меня разбили стекло в машине. Так участковый сам пришёл ко мне домой, сказал, что у меня «непорядок». «Будете писать заявление?» – спросил. Я ответил: «Нет, не буду». Он дал мне телефон своего мобильного, сказал, чтобы я звонил, если что. Знаете, и в плохом можно при желании всегда найти хорошее, как и в хорошем – плохое. Всё в этом мире неоднозначно.

АРГУМЕНТЫ МХТ

 

5 ноября 2012 года выйдет в свет эксклюзивный совместный проект издательского дома «Аргументы недели» и МХТ им. Чехова – настенный календарь на 2013 год с дружескими шаржами на актёров театра.

Героями календаря стали Олег Табаков, Рената Литвинова, Константин Хабенский, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Ирина Пегова, Александр Семчев и другие актёры.

Календарь будет продаваться только в МХТ им. Чехова и в ИД «Аргументы недели».

                                   Цена указана с учётом доставки по России

 

Приобрести календарь вы можете наложенным платежом (950 руб.), направив по электронному адресу podpiska@argumenti.ru (или по почте: 125167, Москва, пр-д Аэропорта, д. 11) заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ».

В Москве календарь можно купить по издательской цене (800 руб.) по адресу: проезд Аэропорта, д. 11, либо заказать по телефону 8(495) 980-45-60 (стоимость доставки в пределах МКАД – 200 руб.).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram