Актриса Ольга СУТУЛОВА – коренная петербурженка, чем и гордится. Однако учиться актёрскому мастерству поехала в Москву, поступила во ВГИК, к мастеру Иосифу Райхельгаузу. В кино снимается давно, но к выбору ролей относится очень скрупулёзно, поэтому в творческом портфеле Ольги не так много картин, но все они значимые и заметные: «Подмосковная элегия», «Ленинград», «Нирвана», «Про любоff» и др.
- Ольга, ваше имя громко прозвучало после военной драмы «Ленинград», где вы сыграли юную милиционершу. Что нового узнали о блокаде на тех съёмках, что вас больше всего потрясло?
– Мне всегда была интересна эта тема, и, слава богу, нашему поколению в Ленинграде ещё рассказывали о блокаде учителя, ветераны, люди, пережившие то страшное время. Меня всегда потрясала степень человеческого мужества блокадников. Мы, нынешние, порой не можем этого понять. Нам всё время кажется, что человек не способен на многое. Сегодняшние люди слишком циничны, чтобы поверить, что человек способен на благородство, самопожертвование. Даже просто выжить в блокаду было мужеством.
Моя бабушка работала школьной учительницей. Утром собирала по домам 10–12 учеников и вела их в школу. Ей порой было страшно зайти в некоторые квартиры, где жили дети вместе с домочадцами: тебя могли просто убить и… съесть. Бабушка прекрасно это понимала, но каждое утро вставала и шла за учениками. Если бы она так не делала, дети могли бы не проснуться в одно печальное утро…
– Вашей партнёршей на съёмках была голливудская звезда – «оскароносная» Мира Сорвино. Скажите, подход к работе западных актрис, их требования, самоотдача как-то отличаются от наших, российских стандартов?
– Отличаются, безусловно. У нас съёмки кино – это такая кухня, на которой все одновременно говорят, звонят, рассказывают анекдоты, едят, ставят свет. Мира первое время пребывала в шоке. И конечно, смешно было в самом начале съёмок увидеть звезду с книгой «Сталинград» под мышкой, когда она уверяла режиссёра, что всё знает про те события. С другой стороны, хотя бы про Сталинград что-то знала, уже хорошо… В итоге Мира быстро собралась и всегда была абсолютно готова к съёмкам, с выученным текстом, разобранным сценарием…
– В фильме «С новым годом, мамы!» вы играете няню девочки. Эта картина, насколько я понимаю, пробуждает добрые чувства детей к своим матерям и даже где-то играет на улучшение демографической ситуации в стране. Но в жизни мы видим разные варианты темы. Есть, например, движение «Чайлдфри», его приверженцы сознательно отказываются от рождения детей. Как вы относитесь к подобным идеям и людям?
– Я отношусь к таким людям достаточно позитивно. Не могу сказать, что мне это близко, что я разделяю их идеи и сама не хочу иметь детей. Но, мне кажется, функции женщины, вообще человека, – создать ячейку общества, в которой потом должен появиться ребёнок, а лучше два, они – надуманные. Молодые люди сейчас настолько инфантильны, что порой заводят детей, словно котят или собак. И с тем же успехом, как котят и собак, потом выбрасывают их на улицу. Ну и зачем тогда запрещать аборты, зачем пропагандировать необходимость иметь детей? Не надо! Есть люди, которые созданы, чтобы иметь потомство, другие предназначены для иных вещей, и ничего стыдного в том, что они не хотят рожать, нет.
Я не говорю, что нельзя совмещать карьеру и детей. Мой муж Евгений Стычкин имеет троих детей от предыдущего брака. Он успешно развивает карьеру и прекрасно, полноценно занимается своими чадами. Они проводят с нами довольно много времени. У моей ближайшей подруги, актрисы Маши Шалаевой, тоже трое детей. И она совершенно счастлива. Ей удаётся совмещать бесконечные съёмки и воспитание. Люди приняли решение и несут за него ответственность.
– Оля, вы тщательно выбираете роли. Не боитесь, что в какой-то момент не из чего будет выбирать? Я имею в виду развитие новых технологий, когда реальный актёр может стать лишним в процессе создания фильма?
– Когда посмотрела «Аватар» Джеймса Кэмерона, мне действительно пришла в голову мысль, что ещё чуть-чуть, и мы, актёры, уже будем не нужны. А вместо нас будут синие человечки. И меня это очень пугает. Как пугает и то, что качество актёрской игры неуклонно снижается, артисты часто выбираются по объёму груди и бёдер, а не по мастерству, талантливости, глубине… Сейчас вообще происходит какая-то дебилизация зрителя. Ему прививают дурной вкус посредством бесконечных «комедий» и бессмысленных сериалов, а потом мы удивляемся, почему наш зритель не смотрит серьёзное кино. Да потому, что он не умеет, не научился. Есть поколение наших родителей, которое выросло на хороших советских фильмах и тех крупицах, жемчужинах, которые привозили из Европы. У них есть вкус, желание и сейчас смотреть серьёзное кино. Но выросло целое поколение людей, которых кормили ларёчно-перестроечным фастфудом. И попробуй их заставить смотреть, скажем, победителя Каннского фестиваля Михаэля Ханеке или Андрея Звягинцева. «Что за муть?» – говорят они. А это не муть! Это про тебя, чувак, и про то, какой нам грозит апокалипсис!