Аргументы Недели → Культура № 21(313) от 07.06.2012

Ох, воруют в России, ох, воруют!

, 20:47

Марина ЯКОВЛЕВА родилась в поэтическом месте – городке Зима, где появился на свет Евгений Евтушенко. Но по стопам великого земляка она не пошла, а поступила в ГИТИС. После окончания института работала в «Школе современной пьесы», Новом драматическом театре, параллельно много снималась в кино. Зритель полюбил актрису за разнохарактерные роли в таких фильмах, как «Однажды двадцать лет спустя», «Эскадрон гусар летучих», «Тайны дворцовых переворотов», «Участок», «Московская сага».

- Марина, многие зрители считают известных актёров некими «небожителями», которые редко сталкиваются с проблемами простых граждан. Популярность действительно является той «мигалкой», когда и гаишники берут под козырёк, и чиновники?

– Конечно нет! Помните недавнюю историю, когда из-за компании «Идеальный мир» туристы не улетели в Израиль? Была Пасха, я постилась, ходила в церковь, захотелось сыну показать библейские места Святой земли. Заплатила со всеми скидками примерно 24 тысячи рублей за человека – эконом-тур, гостиница «три звезды», несколько экскурсий. Мы не хотели как баклажаны лежать на пляже, мечтали посмотреть страну. Приезжаем в аэропорт, ищем стойку регистрации. И тут к нам подходит молодой человек и говорит: «Вы в Израиль? Идите к той группе, они ещё в обед не улетели, 70 человек…» Потом выяснилось, что и из Израиля люди не могут вылететь.

Но мы не разъехались по домам, написали ещё в аэропорту заявления. Образовали инициативную группу и пошли по инстанциям. То есть вместо того чтобы ходить по Святым местам, мы стали ходить по местам присутственным. Никакой компенсации пока не получили. Зато я таких характеров для своей актёрской работы насмотрелась – и среди простых граждан, и среди важных государственных мужей, ответственных и безответственных!..

– Кстати, о государственных мужах. Вы играли в «Тайнах дворцовых переворотов» Марфу Остерман, жену «серого кардинала» при многих российских правителях. Как вы думаете, чем те государственные персоны отличались от нынешних?

– Граф Андрей Остерман пережил многих. Ему всегда удавалось оставаться в первых рядах, он со всеми уживался… На мой взгляд, в то время как-то понимали, что такое Родина и царь. Ведь человека не назначали, власть ему переходила по наследству. Было понятие безоговорочного почитания царя. И за царя-батюшку люди были готовы горы свернуть, жизнь отдать. Сейчас, видите, какой раздрай… Были представления о чести, государственные мужи отстаивали государственные интересы. И деньги там точно никто не держал на заграничных счетах! Тогда чиновники были честнее, но и время было жёстче – головы летели только так. Хотя и воровали, конечно. Я играла в спектакле «Ассамблея» по пьесе Петра Гнедича, где показано Петровское время, так там сквозная мысль – ох, воруют в России, ох, воруют! Это было испокон веков и, наверное, заложено в русском характере. Мы же между Европой и Азией, в нас всё намешано. А вообще, вся политика – и тогда, и сегодня – это одно и то же грязное дело!

– Вам нравится нынешняя философия успеха – любой ценой? Надо быть успешным, но не обязательно талантливым, но пронырливым, умеющим делать деньги из воздуха…

– Нет, не нравится. Всё это печально и грустно. Создаёт некий проходимец, скажем, липовый сайт в Интернете, обманывает кучу людей – и вот он, твой успех! Это подмена, должна быть какая-то другая идеология в обществе. Я понимаю, что жить, как раньше, «по указке партии» – плохо. Но тогда, в советское время, у нас были благородные цели самореализоваться, сыграть классную роль, например. Были принципы, и не все средства для достижения цели были хороши. И, между прочим, можно было чего-то добиться, независимо от какого-либо денежного мешка и состояться как актриса и без мужа-продюсера или покровителя-олигарха. Мне эти принципы всегда были близки, и я себя уважаю за это.

– По таким принципам вы воспитываете и своих сыновей – старшего Фёдора и младшего Ивана?

– Мои дети ещё студенты, но я их стараюсь не баловать. Они знают цену деньгам, знают, что они зарабатываются нелёгким трудом. У нас такого нет: что захотел, то и купили. Я, например, могу кому-то из сыновей купить машину, но хочу, чтобы он сам заработал на неё. Когда сам заработает, будет ценить это, появится ответственность, ездить будет аккуратно. Вот такие вожжи у меня есть для Фёдора и Вани!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram